автор рисунка Рина Зенюк
Вика была счастлива в браке. Муж ее, Иван, был единственным сыном Изольды Тихоновны. Свекровь Вике досталась на редкость тихая и спокойная, можно даже сказать - безропотная.
Когда Вика пришла знакомиться с мамой Ивана, то очень волновалась. Но будущая свекровь тихо сказала:
- Не переживай, дочка, я сама так волнуюсь, что руки дрожат. Помоги мне чашки на стол поставить, боюсь разбить от волнения.
-А вдруг я разобью?
- Тогда на счастье, - улыбнулась Изольда.
Вика с Иваном поселились в большой четырехкомнатной квартире Изольды, места было много, на свет появился сынок, Мишенька. Вместе они прожили семь лет.
- Знаете, я считаю, что мы должны все же жить раздельно, - сказал Изольда. - Вы как раз доучились, работаете, скоро ребенок в школу пойдет, так что вполне можно разменять квартиру.
- Мама, это же нам такой подарок, - воскликнула Вика.
Да, она называла свекровь мамой, любила ее. Родная-то мать Вики, когда та переехала к Ивану, сказала одно:
- Могла бы и нам помогать, вон в каких хоромах поселилась, а мне еще младших поднимать.
- У тебя муж есть, и младшие у тебя от него.
- Отчим тебя вырастил, так что половину зарплаты отсылай нам.
Вика расстраивалась. Изольда, разузнав причину слез невестки, сказала:
- Девочка, у тебя своя семья: муж, ребенок. Твоя мама и ее дети не голодают, живут неплохо. Если будет беда, ты поможешь, а так - нет необходимости. Лучше откладывай деньги, чтобы в случае чего было чем помочь.
Но мать Вики обиделась, и с дочкой полностью прервала общение. А Вика и настаивать не стала.
Вика с Иваном и маленьким Мишей обосновались в своей квартире. К Изольде Тихоновне всей семьей забегали раз в неделю. Мишка, как пошел в школу, уже и сам заходил к бабушке. Изольда его забирала из школы, провожала домой.
И тут Иван заболел. Стал кашлять, лечили полгода от пневмонии, лекарства всякие давали, а когда установили настоящий диагноз, было поздно что-то делать, прожил Иван после этого еще два месяца. Вика осталась одна с маленьким Мишенькой. Горе объединило Изольду и Вику.
- Мама, я поеду на кладбище к Ванечке.
- Я не помешаю?
- Нет, конечно, я хотела Вас пригласить с собой, я же на машине.
После смерти Ивана Вика сдала на права, сама села за руль. Хотя до этого смеялась:
- Не мое это, боюсь.
Сейчас говорила, горько усмехаясь:
- Отбоялась я, страшно это, терять любимого.
Но самое страшное было впереди.
Миша уже заканчивал школу, планировали выпускной, поступление, как вдруг случилась беда, упал он прямо на улице, шел с ребятами, и упал. Внезапно остановилось сердце. Врачи говорили о каком-то скрытом диагнозе, о нагрузке. Но все это было за гранью сознания Вики и Изольды, потерявшим единственного сына и внука.
Вика дома не могла оставаться. Каждая мелочь напоминала об утрате любимых людей. Изольда тоже очень постарела, сдала от горя, и именно она предложила:
- Вика, дочка, кроме тебя у меня никого не осталось. Перебирайся ко мне.
И Вика переехала к свекрови. Когда первая волна горя утихла, они перебрали вещи в квартире, все самое дорогое забрали домой, а квартиру сдали, все подспорье по деньгам.
Изольда стала болеть, Вика водила ее по врачам. Так и жили они вместе.
- Вика, дочка, ты все дома, все со мной. Найди мужчину, ты же еще можешь построить свое счастье, стать мамой.
- Я не могу, мама. Мне никто, кроме Ванечки, не нужен. Просто не могу. Уж так проживу.
- Меня скоро не станет, а квартира, где мы живем, отойдет каким-нибудь родственникам. Не зря племянница забегать стала, контролируют с отцом, жива ли я. В общем, сделаю я на тебя дарственную на квартиру. Мы уже столько лет вместе живем, ты мне как дочка.
Изольда Тихоновна оформила дарственную на Вику, а через четыре месяца ее не стало, ушла она в иной мир тихо, во сне.
Вика похоронила женщину, которую за многие годы привыкла считать своей мамой, которую любила всей своей душой.
Родственники Изольды пришли на похороны. Узнав, что все имущество переписано на Вику, тут же исчезли за линией горизонта.
Вика оформила квартиру, и тихо стала жить дальше: дом, работа. Прошел год, и она получила уведомление из налоговой, что ей необходимо оплатить налог, и штраф за не сдачу первичной декларации - 160 рублей.
Вика решила обратиться в суд:
- Прошу признать меня членом семьи Изольды Тихоновны. Мы много лет жили вместе, одной семьей, вели совместный бюджет, я водила ее в поликлиники, ухаживала за ней. Горе от потери близких людей нас очень сблизило. Признание меня членом семьи необходимо мне, чтобы освободить меня от уплаты налога за подаренное имущество в сумме 234 743 рубля и штрафа в сумме 160 рублей 48 копеек.
Суд дело рассмотрел, выслушал свидетелей и в иске Вике отказал:
….суд первой инстанции исходил из того, что предметом дарения являлось недвижимое имущество (квартира), даритель свекровь (ФИО3) не является членом семьи и (или) близким родственником одариваемого - невестки (ФИО1) в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в части признания членом семьи и признания права на освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц с дохода, полученного по договору дарения.
Вика не согласилась с этим:
- Я Изольду за маму считала, а она меня за дочку, так что мы жили единой семьей. Прошу изменить решение.
Но жалобу суд оставил без удовлетворения.
Вика заплатила все же налог. Так и живет одиноко, ходит на могилки близких людей, завещание написала на квартиры, мало ли что, она одинокая и уже не юная женщина.
*имена взяты произвольно, совпадения событий случайны. Юридическая часть взята из:
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 16.05.2023 по делу N 33-6868/2023 Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.