Заметки о просмотренном начну с очередной и пока заключительной серии рецензий на фильмы Ромера. Некоторые его фильмы мне понравились, но сказать о них нечего, поэтому я не буду их здесь отмечать.
Le signe du Lion (1959, Эрик Ромер)
Первый полнометражный фильм Ромера. Очень крутой и держащийся почти целиком на одном актере (как "Последний человек" Мурнау).
Похожий на Годара гость, обслуживающий проигрыватель пластинок на вечеринке, на поверку оказался и вправду Годаром. Википедия пишет, что еще где-то в эпизодах есть Шаброль и Ален Рене, но их я беглым взглядом не выловил.
Nadja à Paris (1964, Эрик Ромер)
Вот она, вторая знаменитая "Наджа" после Бретона; наконец-то сподобился посмотреть. Скучнее и документальнее, чем я ожидал, но это такой жанр. Интерес в том, что показана студенческая жизнь до мая 1968. В Университетском городке ничего с тех пор не изменилось, кроме того, что в доме Наджи теперь автоматические двери и того, что играть классическую музыку на открытом воздухе (в Сите Ю живет много музыкантов и вообще людей артистических профессий) - это сейчас очень необычное зрелище. Загорающие девушки в купальнике тоже необычное зрелище (городок открылся для свободного посещения в 1998 году; я думаю, здесь есть связь с исчезновением девушек).
Une étudiante d'aujourd'hui (1966, тоже короткометражка) - из той же серии. В наши дни такой феномен, как студентка, вряд ли чем-то примечателен, но в середине 60-х он был еще интересен с социологической точки зрения. Хотя и прошли уже те времена, когда запись в университет ассоциировалась с эмансипированностью, и почти прошли времена, когда девушки шли на факультет в поисках мужа. В фильме приводится такая статистика: на естественнонаучных дисциплинах треть студентов женскаго полу, на филфаке две трети. Не знаю, изменилось ли что-то с тех пор, но могу предположить, что в первой категории девушек стало больше.
В современном документальном фильме о студенческой жизни вряд ли посчитали бы этичным показывать подопытную кошку с кабелем, идущим от головы, сидящую в стеклянной клетке (когда речь заходит о феномене лаборантки).
La Collectionneuse (1967, Эрик Ромер)
Знакомая ситуация, чоужтам. Саундтрек - неожиданно психоделика от Blossom Toes и Джорджо Гомельского. Из книг в руках персонажей мелькают Жан-Жак Руссо в "Плеяде" и "Немецкий романтизм". Ромер любит такие штучки.
Conte de printemps (1989 Эрик Ромер)
Юг Кестер и актриса, играющая главную роль, хороши, остальные как-то не дотягивают. Алсо, фигурирует лицей имени Жака Бреля. Я знаю
фильм, где есть коллеж имени Сержа Генсбура.
Conte d'hiver (1991, Эрик Ромер)
Шарлотт Вери, о которой почти нет информации в Сети, хорошая актриса. Ее долгожданный Шарль при новой встрече кажется довольно неприятным типом. Тем удивительнее то, что у героев в итоге вроде всё в порядке: вроде ожидаешь как раз крушения мечт и прозрения героини.
Conte d'automne (1998, Эрик Ромер)
Одни бабы и их махинации по привлечению мужиков или обведению их вокруг пальца. Не понравился больше остальных у Ромера.
Le beau mariage (1981, Эрик Ромер)
Хороший фильм, хотя всё и очевидно. Разочарование и прозрение, которого ожидаешь в "Зимней сказке", таки происходит здесь.
У Беатрис Роман снова проблемы с мужиками, как и в предыдущем фильме. То есть, собственно, этот фильм снят раньше на 17 лет: Роман молодая и в отдельных ракурсах интересная. Кстати, в обоих фильмах она играет женщин арабских корней (а в этом еще и показана ее семья).
Забавно, что на вступительных титрах эпиграф из Лафонтена набран с опечаткой: esrpit вместо esprit. Никто, кроме меня, не замечает такие вещи?
Mientras duermes (2011, Хауме Балагеро)
Неплохой испанский (каталонский) триллер. Я начал его смотреть, думая, что это будет ужастик, но в итоге мочат там только одного парня - зато кровищи правда много. Сцена, когда главный герой прячется в квартире, в которую тайком забрался, немного затянута, а в остальном зачетно.
Delicatessen (1991, Жан-Пьер Жёне, Марк Каро)
Стильный, но несколько сумбурный фильм. Многое в нем остается непонятным, как то, например, что за банда мужиков в комбинезонах с шахтерскими лампочками орудует в канализации (английская Википедия проливает на это свет, но правда ли это явствует из самого фильма?). Эти самые мужики напоминают Роберта де Ниро в фильме Brazil, и оказывается, фильм действительно оммаж Гиллиаму.
Еще всё это похоже на Мишеля Гондри, романы Бориса Виана и комиксы (эта ассоциацию также поддерживает Википедия).
То ли у актеров такой акцент, то ли так записан звук, но часть диалогов остается недешифруемой.
La grande bouffe (1973, Марко Феррери)
Это первый фильм Феррери, который я посмотрел.
Фильм очень тяжелый (и понятно, почему его называли порнографическим), но при этом производит впечатление чего-то исполинского, настоящего, прикосновение с которым не может не оставить следа.
Из четверки на сегодняшний момент в живых только Пикколи. Удивительно, что актрисе, играющей роль Андреа, на тот момент было всего 25: выглядит она как женщина бальзаковского возраста.
Phantom of the Paradise (1974, Брайан де Пальма)
Я был скептически настроен к просмотру этого фильма, о котором, кстати, до того, как увидел DVD, ничего не слышал. Однако он оказался интересным, хотя раздражающе необычным. Черный юмор напоминает (то, что я видел у) Вуди Аллена. Также присутствуют нарочито чудовищные музыкальные номера не к месту, попсовая интерпретация нескольких литературных легенд (доктора Фауста, Дориана Грея) и отсылки к классике кино типа Хичкока.
Свон (которого играет вполне реальный, хотя маргинальный, музыкант Пол Уильямс) напоминает Элтона Джона (который, конечно, таким еще не был о ту пору), если вообще не Раймонда Паулса. Я сказал бы, что фильм в стилистике Боуи и Зигги Стардаста.
Начало фильма довольно странное: закадровый голос раскрывает интригу с точки зрения Свона и компании, а отнюдь не главного героя, которому сочувствует зритель. Больше нигде закадровый голос не появляется, и эта точка зрения повисает в воздухе. Непонятно, зачем это вообще было нужно.
В сцене в аэропорту хорошо заметно, что логотип музыкального лейбла Death Records нарисован на пленке поверх изначального (он дрожит). Привет вам, Лед Зеппелин! Вы не только крутые рокеры, но еще и первостатейные сутяги.
Short Cuts (1993, Роберт Олтмен)
Первый просмотренный фильм Олтмена. Был куплен совершенно спонтанно: я увидел диск в магазине подумал, что это должно быть интересно. До внимательного рассмотрения обложки почему-то казалось, что действие будет происходить в 70-е, но нет, оно современно выходу фильма.
Кино неплохое, но уследить за всеми персонажами сложновато. Вообще, режиссеру следовало бы взять для сценария поменьше рассказов Карвера, фильм вышел бы сжатее и смотреть было бы легче. Хотя затянутым его не назовешь, он просто очень длинный.
С момента появления Джека Леммона вроде становится немного оживленнее, и вообще вторая часть бодрее первой. От некоторых персонажей, кажется, можно было бы отказаться совершенно безболезненно (Роберт Дауни Джуниор и еще один или два комедианта, коих не знаю по именам).
De tu ventana a la mía (2011, Паула Ортис)
Ходил на этот фильм в Colegio de España; его демонстрировали в присутствии режиссера (молодая женщина, это ее первый полнометражный фильм). Правда, на обсуждение мы не остались. Зная, что речь будет идти о судьбе трех женщин, ожидал феминистских соплей, но кино приятно удивило. В нем, правда, местами есть пошловатые клише и не все актеры (актрисы) убедительны, но в целом, даже учитывая тот факт, что с самого начала ясно, как закончатся две из трех историй, зрителю не дают заскучать.