Ближайшие несколько постов будут посвящены кино. Начну с того, что в декабре прошлого года мне удалось посмотреть реставрированную цифровую копию фильма "Франц" в Бельгийском культурном центре на вечере, посвященном Брелю и Барбаре. Представляя фильм, директор центра сказал: "В фильме звучат три важные для Бреля темы: Бельгия, глупость и женщины".
Копия была отреставрирована Les Editions Jacques Brel в 2008 г. под руководством Алена Левана, оператора фильма. При этом звуковая дорожка сохранена оригинальная, с шумовыми эффектами, часто заглушающими диалоги. Подозреваю, что в свое время это делалось намеренно, но всё равно раздражает. Как сообщили зрителям, 35-милимметровой пленки, пригодной к показу, уже не существует.
Что сказать? До этого я знал фильм только по кадрам, нарезанным оттуда в начале двухтысячных для клипа на "новую" песню L'amour est mort (хороший, кстати, клип). Кино трогательное и интересное в своей экспериментальности, но эта самая экспериментальность всё же зашкаливает. Словом, фильм на большого любителя Бреля, но все-таки получше, чем катастрофичный Le Far West, о котором я как-то
писал.
Гвоздем вечера был предпоказ фильма Жака Леви Tu sauras qui je suis, который только через пару месяцев (в феврале 2012) должен был пройти по французскому телевидению. Название фильма, кстати, взято из песни Барбары Gauguin (1990), посвященной Брелю.
На предпоказе присутствовали две сценаристки, но не было самого режиссера, у которого днем раньше скончался отец.
У меня было подозрение, что будет тяжело смотреть сначала этот документальный фильм, а потом "Франца", потому что в фильме может быть много отрывков из картины Бреля. Тем не менее, мои опасения не оправдались: фильм практически целиком состоит из интервью. Там говорят Клод Лелуш (продюсер одного из фильмов Бреля и режиссер, снявший его в L'aventure, c'est l’aventure); Жюльетт Греко и ее муж Жерар Жуаннест, аккомпаниатор Бреля с 1958 по 1967; Эдуар Молинаро, в двух фильмах которого сыграл Брель; певец Жан-Жак Дебу; актриса Даниэль Эвену; костюмерша Барбары (не запомнил имени); Мари Шэ, секретарь Барбары (хотя в титре она именуется ни много ни мало "писатель"), и заодно сестра Анн Сильвестр; танцор, исполняющий партию Бреля в балете Бежара памяти Бреля и Барбары; Сильветт Бодро (она была scripte - не знаю русского соответствия - на съемках "Франца" в 1971 году; Жан-Луи Фулькье, организатор фестиваля Francofolies; и, предсказуемо, Франс Брель с сильным бельгийским акцентом. Возможно, кого-то я забыл. Многие из них снялись у Бреля: Лелуш, Греко, ну и Даниэль Эвену, конечно, в обоих поставленных им фильмах. Кстати, в Википедии пишут, что у нее был роман с Брелем. Я об этом ничего не слышал, но Брель с кем только не был.
Интереснее всего было смотреть на сидящую рядом на диване пару Жуаннест - Греко (последняя внешне практически не изменилась за последние пятьдесят лет). Жуаннест, видимо, про себя предается воспоминаниям и периодически выпадает из разговора, внезапно переспрашивая "кто?", пока Греко о ком-то рассказывает.
Я не знал, что Брель был настолько близок с Барбарой и что они были знакомы, кажется, еще с начала 50-х. Вообще, я узнал кое-что новое для себя - применительно к Брелю, ибо к Барбаре всегда был равнодушен. А вот когда я стоял за билетами, один месье хвалился тем, что в свое время ходил на ее концерт в театр Шатле. Я узнал, в частности, что Брель принял решение покинуть сцену после выступления в Биаррице, где в середине концерта у него мелькнуло в голове "Я же сейчас имитирую Бреля" ("Je suis en train de faire du Brel"). Также мне понравилось его высказывание "Женщина - это дыра, а вокруг просто поналеплено всякое" ("La femme est un trou avec des trucs autour").
Так что я бы назвал этот документальный фильм очень удавшимся. Да и на всех этих людей приятно было поглядеть.