А сейчас я буду рассказывать вам о наболевшем: об авторских правах и, соответственно, об их нарушениях.
Разумеется, рассматривать вопрос буду на конкретном и наиболее актуальном для меня на данный момент времени примере: то есть речь у нас пойдет в основном о музыке и бутлегах. Однако под кат бесстрашно могут заглядывать не только мои товарищи по фэндому, но и все те, кому интересна тема авторского права, пиратства и т. п.
Да, у меня с собой в сумочке всегда путешествует «лишний» диск Брюно. Сказать, что диск пиратский, что я с этим диском нарушаю все возможные авторские права… ничего не сказать. На этом носителе можно найти все семь альбомов Брюно, все мюзиклы, в которых он принимал участие, папку с восемью десятками внеальбомных песен, видео моего любимого концерта «Festival d’ete de Qubec-1998», а также подборку всяких видеоматериалов: клипов, выступлений и передач.
Более того, этот диск я готова в любой момент совершенно безвозмездно, то есть даром, вручить любому заинтересовавшемуся лицу с тем, чтобы тут же записать ему взамен новый - ждать новых «жертв», коротая сие ожидание, путешествуя в моей сумке.
Незаконное копирование, угу. Только знаете, - я совсем не чувствую себя виноватой.
Вот скажите мне на милость, уважаемые читатели, нет ли у вас желания прямо сейчас пройти по предложенной ссылке на «Амазон» и заказать себе лицензионных дисков мсье Пельтье по 35$ штучка - да вовсе не потому, что вам нравится Пельтье и вы в восторге от его голоса и того, что он делает (вы вообще слабо себе представляете, кто это такой), а так - чисто полюбопытствовать. Все-таки не просто же так его хвалят?.. А ну как и вам понравится? Что-то мне подсказывает, что такого желания у вас не возникло. Совершенно согласна - у меня бы тоже не возникло. И хотя бы все мои знакомые прожужжали мне все уши восхвалениями многочисленных талантов мсье - но вот не запиши мне Керри в свое время “Sur Scene” и «Нотр Дам» - ни за что бы не поверила на слово.
Сейчас, конечно, защитники авторских прав могут мне возразить, что для ознакомления с талантами певца достаточно грамотной рекламной подборки, пары десятков наиболее удачных песен, тщательно собранных по альбомам. А за остальным извольте ноги в руки - и на «Амазон».
Что ж, остроумно. Однако мне отчего-то кажется, что человек, к совести которого вы только что попытались воззвать таким вот образом, пойдет после вашего отказа вовсе не на «Амазон», а прямиком на Горбушку (если он живет в Москве) и во всех прочих случаях - в интернет-магазин, и пойдет он туда вовсе не за лицензией, а за пиратскими дисками по 250 рублей штучка.
Здесь я хочу заметить, что, уже раз расставшись с вполне ощутимой суммой, человек вряд ли захочет впоследствии тратиться вторично, приобретая лицензионный материал по еще более высокой цене. Тогда как в случае, если диски достались ему бесплатно (к тому же, без красивой коробочки и фальшивых буклетов-вкладышей с фотографиями и текстами песен), вполне возможно, что в последствии он захочет все же приобрести лицензию.
Захотеть это сделать он может по двум причинам: из-за желания стать обладателем красивой коробочки и лучшего качества записи, либо исходя из стремления честно заплатить человеку за его труд. Последнее, как ни борись с пиратством, остается целиком на совести потребителя, но одно я могу сказать точно: если человек не хочет платить, он непременно найдет способ этого не делать.
Короче говоря, я искренне считаю, что копируя альбомы Брюно и раздаривая их всем желающим, я не только не отнимаю у любимого певца ни единого су, но наоборот, всячески способствую его процветанию, ибо в результате моей деятельности у его творчества могут появиться новые ценители и, соответственно, -потенциальные покупатели лицензионной продукции.
Заметьте также, что все это происходит в далекой и страшной стране «водки и медведей», куда и посылка-то с «Амазона» идет не меньше месяца, а уж о таком явлении как «франкофония» слышал, дай бог, один житель из тысячи.
Ах, да, я совсем забыла уточнить: диски Брюно Пельтье в нашей стране не продаются. Единственный способ приобрести их - выписать либо привезти из-за бугра.
Теперь про видео. Тут получается и вовсе смешно. Почти все видео по нашей тематике, какое только существует в природе, представляет собою записи разных телевизионных передач - целиком или кусочками.
Есть также официальное видео мюзикла «Нотр Дам де Пари», а также несколько подпольных записей концертов (бутлегов).
На каждом из этих моментов я хотела бы остановиться чуть подробнее.
Эти видеоматериалы, добытые немыслимыми трудами сотен и сотен энтузиастов, ценятся буквально на вес золота, ибо мсье Пельтье не торопится радовать нас официальными изданиями своих клипов и концертных записей. Между нами говоря, он вообще не стремится баловать нас разнообразными излишествами: на официальном сайте практически отсутствуют видеоматериалы а те, что есть, представлены в таком качестве, что просто слезы. Ну как вам понравится отрывок клипа, демонстрируемый окошке размером с половинку спичечного коробка?.. И где бы мы посмотрели полные версии этих клипов, если бы не TV5, не TQS и прочие замечательные телеканалы?.. То-то же.
Казалось бы, случаются свои интриги! То эти материалы просят убрать с YouTube, то еще что-нибудь в том же духе…
Конечно, что касается незаконных копий официального видео мюзикла, тут не поспоришь. Некрасиво. Однако тут получается по большому счету тоже самое, что и с аудио. Понравится - купят лицензию. А вот не посмотрят пиратку - вовсе не узнают о существовании данного произведения искусства и соответственно, лицензию не купят никогда. Дикси.
Неофициальные записи.
Тут, конечно, посложнее. С одной стороны, я прекрасно понимаю недовольство тех, кого таким образом запечатлевают для потомков. Кому понравится, когда тебя снимают не предупредив, да дрожащей рукой, да из кармана?.. Мало кому, я думаю.
Однако не нравится, что снимают - делайте сами! Сделайте официальную запись, и никто не будет смотреть мутные и дрожащие бутлеги.
Я бы вот очень хотела взглянуть на обладателя выполненного на любительскую мыльницу бутлега, который был бы своей записью доволен настолько, что не пожелал бы заполучить нормальное, официальное видео того же концерта/спектакля. Столько сдается мне, что и вовсе нет таких чудаков на свете!..
Таким образом, я не вижу, каким образом бутлег может повлиять на будущие прибыли правообладателей - разве что только в самом положительном смысле.
А вот ежели официалку так и не сделали (как это, увы, случилось со многими мюзиклами), - ну что же, от души порадуйтесь, что данной постановкой интересуются до сих пор, пусть даже ее уже два десятка лет как никто нигде не ставит, и что у людей, родившихся уже после того, как мюзикл давным-давно пережил свой звездный час, есть хоть какая-то возможность приобщиться к прекрасному.
Заметьте: я даже не предлагаю задуматься о проблемах тех, кто тот или иной концерт либо спектакль по той или иной причине посмотреть «живьем» не может: допустим по той тривиальной причине, что проживает на совсем другом континенте и финансовой возможности смотаться на уик-энд на другой край света не имеет. Об этом, конечно, думать никто не обязан (я вполне серьезно, кстати) и по большому счету, это наша с вами личная проблема.
…Вот недавно кто-то добрый записал на видео поклоны «Дракулы». Запись чудовищная, однако спойлеров сама по себе она не содержит. Ну конечно же, ее быстренько попросили убрать отовсюду, где она была размещена на радость фанатам.
…Как можно!.. Караул! Воровство! Пиратство! Теперь, конечно же, на мюзикл никто не пойдет, ибо уже насмотрелись поклонов, - так, что ли?..
Да, эта запись отнюдь не эстетична. Однако, все участники выглядят вполне пристойно - сопля из носа ни у кого не висит, со штанами никакого конфуза также ни у кого не приключилось... Никто не споткнулся, не чихнул… короче говоря, не вижу повода для столь серьезного беспокойства.
И ведь в конце-концов, это запись вполне себе официальной постановки, а вовсе не скрытая камера, установленная в раздевалке или общественном туалете.
Нет, не понять мне такой логики. Ну да ладно.
Говорят, у кого-то где-то в далекой стране Франции существует чуть более качественная запись бутлега «Стармании». И даже, вроде бы, кому-то они его продавали за немалые деньги… А потом перестали.
Вот оно, кстати, пиратство-то!
Еще я встречала таких людей, что собирают коллекцию фанатских материалов, а потом продают их всем желающим: 3 диска - 1500 рублей. Если хотите за это кинуть в кого-нибудь камнем - пишите, могу дать адрес.
Хотя прежде хочу заметить, что и этот человек делает вполне себе доброе дело: ведь далеко не все умеют находить товарищей по фэндому, просить поделиться материалами… Кто-то будет безумно рад и такой возможности: спокойно купить диск, ни секунды не пожалев о потраченных деньгах и испытывая чувство самой горячей признательности по отношению к продавшему диски коллекционеру.
Что же касается меня самой, - постепенно приобретаю лицензионные диски Брюно. Не затем, что они мне зачем-то нужны, а просто потому, что…ну вот испытываю я потребность заплатить. Это тот банальный минимум, что я могу сделать со своей стороны - просто заплатить человеку, чье творчество изо дня в день дарит мне столько радости.
...Сам Брюно, кстати, неоднократно выказывал приятное изумление тем фактом, что и в далекой России у него оказалось столько поклонников. Приятно? Лестно?.. Несомненно. А почему так происходит, он не думал?.. Уж верно не потому, что он регулярно ездит к нам с концертами.
Ну вот, собственно, и все, что я хотела об этом сказать.