Красноярские Столбы

Oct 18, 2011 23:25

Самой восточной точкой мира, где я был, является зажопная окраина Красноярска, куда меня довёз трамвай на исходе дня. За тот ударный день я намотал немало километров пешим ходом, и после растяжения восточной границы странствий добротно релаксировал в гостинице (которую крайне рекомендую - "Енисейские огни"). А начиналось всё так...

Ранним прохладным утром, когда ещё солнце не забралось выше окрестных холмов, а молодые и дерзкие красноярцы уже спешили отдавать долг стране, я (назовём главного героя так - и кратко, и понятно) смотрел на табло пригородного вокзала. Там среди Уяров и прочих красноярских подмосковий светилась оранжевым диодом строка "Дивногорск" - туда нам и надо. Я потупил на мосту через станцию и сел в полупустую ЭД9М.

В черте города расположено много железнодорожных станций, здесь даже пытались пустить городскую электричку. Медленно едем по мосту через Енисей, и так же медленно над его мощными водами всплывает тяжёлое утреннее солнце.
Базаиха. Отсюда начинается тупиковая линия до Дивногорска, построенная для подвоза грузов к строящейся Красноярской ГЭС.
Мерно отдавая гулом электрооборудования, электричка начинает извиваться по рельсам, лаврируя между скалами и водами Енисея. Платформа Красноярские столбы напоминает мне об одной из целей текущего дня. Правда, из окна столбов не видно - только заколоченный домик и уходящий куда-то вверх лес. Есть, конечно, столбы над железкой... Я даже хотел заглавным снимком повесить пару телеграфных столбов, но, согласитесь - слишком в лоб, недостойно тонкого юмориста, бугага.

Иногда скалы расступаются, и вниз от колеи к реке уходит вереница деревянных домиков. В одном из таких домов жил писатель Виктор Астафьев.
Следующее село - Усть-Мана, где железка пересекает по живописному мосту реку Ману.

Что небо, что Енисей одного свинцового цвета без чётких форм и граней. Сырое сибирское утро, хвойные леса, холодные воды и скалы.

Таким же оказался и Дивногорск - город-побратим Черёмушек. Но тогда я успел сделать всего один кадр - дом на фоне скалы, после чего события пошли слишком быстро.

Хитрым манёвром тогда я оказался на вершине Красноярской ГЭС, после чего стремительно - у поворота на Красноярские Столбы. Но здесь я немного разорву временной стиль повествования, отдав предпочтение географическому. Потому что просто необходимо упомянуть Дивногорск.

Начинается он скорее со стороны ГЭС, а не Красноярска. К плотине через кусты ведёт подъездной путь, чуть дальше находится небольшая промзона, порождающая некоторый грузовой трафик на железке. Она здесь вполне может быть аналогом Черёмушкинского трамвая. Жилая часть города ступенями спускается к Енисею, противоположный берег которого вопросительно смотрит на тебя дикими скалами с лесом.

Но не с этого я начал свой визит в Дивногорск, а, конечно же, с чревоугодия! Никакие скалы и жители города не впечатлят вас, пока вы не побываете в местной фабрике-кухне. Подносы со специальными выемками для тарелок уютно вместят в себя и первое, и второе, да ещё и пирожок с краешку.
Потом можно спускаться вниз (вверх с полным грузом будет тяжелее). От автостанции через памятник Бочкину - начальнику строительства ГЭС, к отпечатку Ленину:

Под Лениным найдутся два светофора на оранжевых ножках. Они стоят на пустынной дороге и раз в пару минут, подмигивая друг другу, дают добро отсутствующим пешеходам на пересечение магистрали. Оно стоит того! Внизу стоит вокзал Дивногорска, а за ним проходит железная дорога, куда я даже приехал на электричке.

Всего два раза в день здесь наступает оживление, большую же часть суток вокзал закрыт, а на станции царит приятная тишина. Здесь когда-то сделали музей железнодорожной техники, но его буквально тут же развандалили какие-то недоноски - музей убрали (ну и живите в говне).
При мне на станцию внезапно приехал тепловоз, притащив грузовые вагоны. Он внёс 100 % жизни в это забытое шумом место!

За станцией начинается следующий спуск и последняя ступень Дивногорска. Здесь между домами раскинулся небольшой сквер с витиеватым арт-объектом:

Неправда ли, эта штуковина похожа на скалы за рекой? И на шляпу Наполеона? А на гриб похожа? Короче, это Абсолют. Это есть мир, и мир есть эта фигня.

А там уже веет прохладой от Енисея... Но, пора брать руки в ноги и покидать многоступенчатый Дивногорск! Нас ждут они - Столбы!
Скорее! Быстрее!

Я стою на повороте к заповеднику, жую булку. Мимо по двиногорской трассе несутся машины. Мне только что сказали, что за день нереально обойти Столбы, и вообще чушь я затеял. Булка заканчивается. Дорога таинственно уходит в лесную чащу. Первый шаг, второй - и понеслось!
Город Красноярск пунктуально заканчивается ровно на границе с заповедником "Столбы". Через несколько километров от трассы я захожу на его территорию.

Здесь был куплен уютный хот-дог и карта заповедника. Там подписаны все столбы, а я их уже забыл. Вот, например:

Сразу всё вспоминается. Кордон Лалетина - это где хот-дог. Называется он по ручью, вдоль которого идёт дорога. На кордоне стоит часовня в память о погибших столбистах (а столбят здесь уже больше столетия). Место здесь популярное, но людей я встретил минимум (наверное, здесь бывают crowds of people). Дорога к Столбам через таёжный лес и тишину - это, выражаясь эзотерическим языком, путь очищения. Пока идёшь - думаешь о своём, плавно вписываясь в виражи. Смотришь вдаль - а нет ли там парочки столбов, небольших хотя бы? Ну, нету и нету.

Под ногами то и дело оказываются коренные жители заповедника - полосатые бурундуки. Они останавливаются в своей беготне перед тобой, поднимаются на задние лапы и вытаращивают свои маленькие чёрные глазки, шевеля носиком с усами. И когда твоя нога будет уже совсем рядом, они юркнут в траву.

...

Наконец я выхожу на ровную площадку с палаткой (сервис) и парой машин (сюда и доехать можно). Влево уходит идеально оттоптанная тропа с обнажёнными корнями деревьев (последняя степень вытаптывания). Вдали видно нечто похожее на столб.

Да, это оно! Огромные вялые языки, застывшие в неподвижной вечности. Напоминают его:

Ну, полюбоваться, конечно, дело хорошее, но надо бы и постолбить, раз уж тут оказался. Кряхтя и цепляясь за невидимые выступы я пополз на верх первого столба. Выше середины понял, что дальше заберусь, но не спущусь. Слез на землю. Недостолбился. Через пару минут сюда прибежали какие-то школьники и мигом оказались наверху. Я сделал фейспалм и пошёл искать счастья у следующего столба. Здесь уже было лучше. Приятная шершавая гранитная поверхность осталась под ногами, а вокруг предстал головокружительный пейзаж красноярской тайги:

и соседние столбы (всякие Деды, Внучки и Бабки):

Между столбами через лес проходит доброе множество троп и тропинок, по которым я с огромным удовольствием гулял. Иногда встречались люди: весёлые девушки, гоп-компании, школьники, дедули. Всех собирают Столбы, ололо.
На одном из столбов внезапно мне предстала целая россыпь наскальных надписей. Приглядевшись, я нашёл там скромную Марию 1912 года и работяг из 1956. Напротив стыдливо висела табличка "на скалах не писать".

Вообще заповедный лес благодаря неровности рельефа и столбам здесь обрёл совершенный облик тихого мудреца. Огромные глыбы, деревья, устремляющиеся куда-то вверх, всё покрыто добротным мхом и лишайником, опавшей хвоёй. Где-то за поворотом наверняка сидит добрый Гендальф или ещё какой лесной абориген и в раздумьях покуривает трубку.

Очередной столб, с которого открывается вид на окраины Красноярска:

Напротив него стремительно вверх устремлены "Перья" - тонкие (если можно так выразиться) скалы одна за другой. Удивительно всё же, как филигранно их отточила природа.

А как здесь художественно всё нападало!

Увы, обилие людей негативно сказывается на природе. Возле столбов вытоптано всё что можно:

Из-за этого могут засохнуть деревья, усилиться эрозия и разрушение столбов.

Такими правдами и неправдами я обошёл большую часть заповедника и спустился обратно к шумной дороге. Прошло полдня, я вспомнил данные мне заветы и решил, что отличаюсь девиантным поведением, раз так быстро постолбил.
Дальнейшее изучение КРасноярска продолжилось вдоль главной магистрали правого берега. Итак, читаем вдумчиво: проспект имени газеты Красноярский рабочий. рабочий! А теперь краткая версия: Красраб. Краскраб? Нет-нет, Красраб.

От Предмостной площади, куда меня любезно довёз городской автобус, я просто пошёл по Красрабу вперёд. Не то что бы Красраб с первого шага стал меня чем-то впечатлять. Скорее ноги мои начинали вопрошать "доколе?!", а глаз выискивать съедобные заведения. Но после этой мысли дома вдруг закончились, остался только цирк:

Наконец, когда уже надежда стала от меня брезгливо отворачиваться, на той стороне улицы замаячила знакомая розовая вывеска столовой. У неё было какое-то интересное название, кажется, со слоном, но я всё безнадёжно забыл. Там не было почти никого, а вот еды было вдоволь. Что было дальше - можно и не рассказывать.
После обедоужина вояж по Красноярскому рабочему продолжился. Трамвайная линия доселе не подававшая признаков жизни вдруг ожила, по ней поскакали КТМы:

В конце концов один из них я оседлал и оказался там, откуда начинается этот пост. Какое идеальное завершение поста по всем канонам художественного произведения! Эхехе, но нет же, я хочу ещё немного рассказать о Красноярске. Думаю, все всё и так уже знают, а кому-то и вовсе пофигу. Но я кратенько, самый сок.

Рядом с гостиницей, где я имел честь почивать, проходит тот самый десятирублёвый Коммунальный мост через Енисей:

Слева от нас вдалеке пристроился монументальный речной вокзал, где всё закрыто, а кассы, где можно отовариться билетом до Дудинки, находятся в соседнем здании.

Буквально тут же под боком стоит краеведческий музей в старинном здании с античными рисунками. Естественно, меня там не оказалось, хотя желание было. Тут же рядом, чуть повыше, на Театральной площади расположилось монументальное здание Енисейского речного пароходства и ещё одно монументальное здание.

Оно у меня немного покосилось, но мне кажется, ничего страшного

На другой стороне площади разместилась гостиница "Красноярск" и Театр оперы и Балета. Через улицу Вейнбаума (почти Шлагбаум) перекинут мост, откуда можно наблюдать, как неутихающие транспортные потоки устремляются на другой берег Енисея. А толпы людей нервно выглядывают с остановок на дорогу - нет ли там нужного автобуса. Раньше здесь ходил трамвай, а теперь пробка из автобусов и машин растягивается по перпендикулярной улице Карла Маркса не на один квартал.

Буквально через несколько дней после моего отбытия здесь на площади открылся какой-то тру-цветомузыкальный фонтан. Вниз от него спускается ещё целая серия фонтанов и скульптур к площади 350-летия Красноярска:

Чего я так размусолился про это место? Да просто приятно там было.

Вообще левый берег города рассекают три основные магистрали: улицы ололо Ленина и Маркса, а между ними проспект Мира. Последний упирается в сквер с новодельной аркой и небоскрёбом:

После чего начинается длинный пешеходный мост через всё и вся, а именно через дорогу, протоку, болото и лес.
Вообще же, возвращаясь к фонтанам... В Красноярске в глаза бросается обилие (да-да, выходит из-за угла и бросается на Вас): обилие фонтанов и пальм. Фактически летом город забывает о своём сибирском климате, включает много воды и пальмы в кадках. Мимо них ходят девушки в коротких юбках, поэтому здесь какбэ что-то вроде Соче (не был, условное сравнение). Вероятно, в конце лета вода в фонтанах замерзает, пальмы в кадках внезапно исчезают, юбки скрываются под тулупами.

Naked woman!

Напротив городской администрации стоит он (Ильич). По правую его руку возвышается ПИДоуправление КрасЖД. А смотрит вождь пролетариата на Центральный парк, где помимо всего прочего проложена настоящая железная дорога. Уже некуда (ширина колеи - 60 см):

Работать при мне она и не думала, да я боюсь, и поломал бы там чего своим медведем.
Между Ильичом и парком пригорюнилась бедная кляча. Обвешанная всякими рюшечками, она понуро смотрела вниз в ожидании очередного веселья людей. Ей ли мечтать о раздолье и свободной жизни.

Естественно, в Красноярске есть и образчики архитектуры. Модерн, классицизм, деревянные избы, монументализм - всё найдётся.
Меня больше всего впечатлила эта хата:

А самое известное строение города - церковь Параскевы Пятницы, что на десяти рублях. На холм с нею ведёт деревянная лестница да тропа с овцами. В уютной часовне горят свечи, смотрит на тебя Богородица. Рядом пасётся лошадь, парень с девушкой сидят на траве. С Енисея дует ветер, и на душе хорошо.