May 21, 2016 13:02
Высказывание Бертрана Рассела (из 20-ых годов, когда он еще не скурвился) "Социализм - отличное устройство для общества, сотоящего из ангелов" понимают обычно в том смысле, что если бы Хомо сапиенсы обладали нравственным совершенством ангелов, то социалистический строй им бы вполне подходил.И действительно - ангелы ведь а)всегда стремятся к добру (естественно, для "своих", а для прочих может появиться и ангел смерти), б)одарены бесконечным терпением и твердой волей (правда, нет ясности насчет разума - зачем он им? более того - не будет ли от него вреда?), в)не подвержены таким неприятным побуждениям, как лень, корыстолюбие, властолюбие, тщеславие, злоба, коварство, злопамятность и мстительность. г)абсолютно правдивы (тоже среди "своих"), то-есть, всегда говорят только правду и, более того, всю правду (а сие гораздо труднее).
Однако дело гораздо глубже.Если вдуматься - даже обладание всеми ангельскими добродетелями не делало бы Хомо сапиенсов подходящими для самого идеально устроенного социалистического общества - как его понимал Рассел (в полном соответствии с учениями социалистов и коммунистов всех предшествующих веков - общество без частной собственности на средства производства, без наемного труда и без принуждения).
Фундаментальная разница между ангелами (как их изображают авраамаические религии, наиболее детально - христианство) и людьми вовсе не в добродетельности (она сама является производным качеством), а в тех характеристиках их природы, которые и лежат в основе "ангельских добродетелей" и которые невозможны для возникшего в ходе биологической эволюции и состоящего из атомов существа.
Эти особенности суть :
1)Ангелы как идеальные существа, в противоположность людям, лишены материальных потребностей.Единственное благо для них - созерцать Господа и возносить Ему хвалу, а если получат от Него какое-либо поручение (ивритское "малъах" и греческое "ангел" как раз и означает - "вестник") - исполнить таковое в точности и незамедлительно.Материальное богатство для ангелов не нужно - ни для себя лично (насколько применимо к ним понятие "личность"), ни для получения власти над кем-либо (см ниже свойство №5 - "нет властелина, кроме Бога"), ни для удовлетворения собственного тщеславия перед лицом себе подобных.
2)Абсолютное подчинение воле Всевышнего - для ангела вытекает из самого его существа.Оно не обуза, а радость.Свобода как таковая (как самостоятельная ценность, а не как средство чего-то достичь) им не нужна.
3)Ангелы бессмертны и не подвержены старению, поэтому в событиях их существования нет необратимости.Любой промах, любая ошибка могут быть исправлены.Впереди у каждого ангела бесконечность, поэтому терпение его неистощимо.
4)Ангелы, даже если они обладают гендерными различиями (на сей счет мнения богословов расходятся), то все равно семьи не имеют.Поэтому им не приходится ни защищать своих близких, ни заботиться об их будущем.То-есть, нет причины ни для конфликтов с соседями, ни для непотизма, ни для споров о наследстве.
5)Все ангелы равно близки к Творцу.Друг от друга же ангелы независимы, единственная власть для всех - Господь.То-есть, все по природе равны, а разделение на степени ангельского достоинства - от низшей "ангел", до высшей "серафим" - чисто декоративное.Нет причин ни для тщеславия, ни для зависти.
В отношении ангелов, как и в отношении к людям, Господь всезнающ, справедлив, беспристрастен и всемогущ.Поэтому суд (буде в таком вознинет необходимость) - всегда в руке Всевышнего.И нет причин для каких-либо обид между ангелами.
Отсутствие у членов любого достаточно многочисленного сообщества разумных существ даже одного из перечисленных свойств крайне затрудняет продолжительное функционирование социалистического устройства.Особенно важны в этом отношении свойства №2 (среди Хомо сапиенсов по крайней мере часть сохранили унаследованное от своих животных предков отношение к свободе как к самостоятельному благу) и №4 - с одной стороны, в семейной группе социализм является вполне естественным (между прочим, отсутствие свойства №3 тут не мешает, а как раз способствует), с другой же стороны - в состоящем из семейных групп обществе, пусть даже его члены, что нелегко вообразить, все без исключения обладают перечисленными в пунктах а)-б)-в)-г) добродетелями, социалистическое устройство крайне неустойчиво и неизбежно подвергается сначала эрозии, а затем полному перерождению.
Именно поэтому все сочинители проектов социалистического/коммунистического общества неизменно проповедовали и уничтожение либо, если не получится, предельную минимизацию роли семьи.Дежурная СССР-овская формула насчет "семьи как первичной ячейки социалистического общества" была не более, чем ритуальным заклинанием.Практика была (особенно поначалу, пока жизнь "рога не обломала") совсем иной.
Равным образом, все эти кабинетные теоретики и воооруженные с ног до головы практики отрицали врожденную потребность людей (коль скоро они хотят быть людьми, а не только "винтиками" общественного механизма) в свободе самой по себе - для настоящего социалиста "свобода" - это непременно "для чего?".
Zангелы