Новости и подробности

Jul 26, 2014 21:47


Поскольку отдалённый информационный гул событий в Израиле способен сбить с толку кого угодно, а многие при этом интересуются подробностями, изложу для русских читателей вкратце, что происходит в Израиле. Во всяком случае, что мы можем здесь наблюдать.


Предыстория

Прошлая война с Газой началась и закончилась в октябре 2012 года. Тогда впервые выяснилось, что Хамас, исламистская террористическая группа, полностью контролирующий Газу, обзавелась ракетами, способными долетать до центра страны, и в Тель-Авиве прозвучали первые воздушные тревоги. В ответ на это Армия Обороны Израиля вошла в Газу и серьёзно разрушила инфраструктуру Хамас (по видимости, ликвидировав значительную часть руководства и уничтожив запасы оружия и боеприпасов). Армия потеряла убитыми в этом конфликте десять человек - от дружественного огня и неудачного разминирования. Ещё трое гражданских погибли в результате ракетных обстрелов со стороны Газы. После этого бомбардировка южных городов Израиля (Сдерот, Нетивот, Офаким, Ашкелон), продолжавшаяся до того много лет, немного утихла.

Непосредственным прологом к нынешним событиям послужил инцидент с похищением израильских подростков. 12 июня трое учеников йешив (религиозных школ) были похищены возле посёлка Алон Швут (к югу от Иерусалима) людьми, как позже выяснилось, переодетыми в ортодоксальных евреев. Исламисты взяли на себя ответственность за похищение уже на следующий день, но не выдвинули никаких требований. Спецслужбы Израиля были немедленно подняты на ноги и в течении двух недель вели розыск, аресты и допросы людей, ранее причастных к террору, в том числе многих хамасовцев. (Да, специфика израильского правосудия такова, что людей, ранее причастных к террору, приходится искать не в тюремной камере, а дома.) К поискам пропавших подключились армия и добровольцы, и через две недели были найдены тела пропавших, по-видимому, убитых сразу после похищения. К этому времени спецслужбы уже опубликовали имена активистов Хамас, причастных к преступлению. Практически сразу после этого усилились обстрелы израильской территории со стороны Газы, а Израиль приступил к ликвидации отдельных активистов Хамас на территории сектора Газы.

«Нерушимая Скала»

Операция «Нерушимая Скала», была объявлена 7 июля с целью ликвидировать заново отстроенную инфраструктуру Хамас. Основу их инфраструктуры составляют многочисленные бетонированные туннели, служащие для контрабанды со стороны Египта, для проникновения на территорию Израиля, для хранения оружия, а также в качестве укрытия. Основные точки запуска ракет и склады с оружием традиционно располагаются вблизи многоэтажных жилых домов, школ, больниц и офисов международных организаций, поэтому уничтожение таких объектов с воздуха затруднено опасностью больших жертв среди мирного населения.

Для защиты мирного населения Газы придумано множество ухищрений, таких как сверхточные виды оружия, обзвон жителей окрестных домов с оповещением о предстоящей атаке на соседний объект, рассылка смс, предупредительные шумовые удары с целью напугать окрестное население и дать время для эвакуации. Но война есть война, даже самое сверхточное оружие ведёт к жертвам в такой плотной застройке, как сектор Газа. К тому же, Хамас со своей стороны не только не заботится об уменьшении жертв, но и прилагает все усилия к их увеличению (например, запрещая гражданским покидать обстреливаемые районы). Это является частью информационной войны (к слову, довольно успешной) против Израиля. Заведомо известно, что любого погибшего в Газе можно объявить жертвой Израильской агрессии, даже если погибший скончался от ножевых ранений, как это бывало раньше. Целая сеть СМИ, включая многие вполне респектабельные (как, скажем, Reuters), замечены не только в одностороннем антиизраильском освещении конфликтов в Газе, но и в прямых фальсификациях. Израиль, со своей стороны, не вкладывается в информационные компании, поэтому в чистую проигрывает все пропагандистские войны. Все подлоги и фальсификации в СМИ обычно довольно быстро разоблачаются блогерами, но разоблачения в таких случаях имеют гораздо меньший резонанс, чем сами фальсификации. Таким образом, Армия Обороны Израиля вынуждена считаться с заведомым поражением в любом информационном споре. В этих условиях невозможно ограничиться воздушной операцией. Наземная операция сопряжена с огромными расходами, с жертвами среди военнослужащих, с ущербом экономике от призыва в армию резервистов. Сейчас в Газе идут бои, и израильская армия несёт в них неожиданно большие потери. На текущий момент известно о 37 погибших, что значительно больше, чем в любом другом аналогичном конфликте. В Газе заявляют о нескольких сотнях погибших и нескольких тысячах раненых. Естественно, все - исключительно мирные жители.

Здесь надо сказать, что операция в 2012 году закончилась, едва начавшись. Израиль призвал 75 000 резервистов - армия достаточная, чтобы завоевать Египет. И как только стало ясно, что хамасовцам несдобровать, в Израиль срочно прилетел генсек ООН Пан Ги Мун. После короткого совещания израильские министры с изменившимися лицами выступили перед нацией с невнятным заявлением на тему: «дать миру шанс». Так уж повелось, что ООН - одна из самых антиизраильски настроенных легальных международных организаций. (Наверно, вторая после Лиги Арабских Государств.) Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть список их резолюций. Хамас расценил такое окончание конфликта как свою полную победу. Предвидя нечто подобное и в этот раз, резервистов призвали меньше, и с началом наземной операции явно затягивали. Пан Ги Мун и в этот раз приезжал с целью остановить конфликт (по большому счёту, спасти Хамас), но в этот раз его миссия не увенчалась. Содержание переговоров, как всегда, покрыто тайной, но не исключено, что определённую роль сыграл эпизод с самолётом, сбитым над Украиной: очень трудно осуждать повстанцев, сбивших гражданский самолёт, и в это же время поддерживать откровенных террористов, для которых сбить самолёт над Тель Авивом было бы пределом мечтаний.

Ракетные обстрелы

Между тем, с самого начала июля Израиль подвергается ежедневным ракетным обстрелам из Газы. С прошлого конфликта ракеты стали заметно мощнее и дальнобойнее. Если в прошлый раз воздушная тревога над Тель-Авивом стала неприятной неожиданностью, то теперь некоторые ракеты долетают даже до Хайфы, в 90 км к северу от Тель-Авива. За это время Израиль со своей стороны развернул новую систему ПВО «железный купол» («или железная кипа»). Это такие установки залпового зенитного огня наподобие «Patriot», но предназначенные для перехвата ракет, а не самолётов. Насчёт его эффективности и удручающей стоимости идут различные споры. В армии неделю назад отчитывались об эффективности перехвата 86%. Цифру эту проверить довольно трудно: большая часть ракет падает на открытой местности. Такие ракеты никто не перехватывает. Кроме того, говорят, что до четверти ракет падают на территории самой Газы (и, судя по всему, добавляют жертв израильской агрессии).

Железный купол запускают только по ракетам, летящим в сторону населённых районов, и тут надо признать, что эффективность довольно высока, потому что ни об одной ракете, упавшей на Тель-Авив, мы пока не слышали. Вообще, мне известно о двух погибших с нашей стороны в результате этих обстрелов: миномётным снарядом был убит один доброволец, помогавший снабжению армии недалеко от Газы, и погиб один мужчина от ракеты, попавшей в бедуинскую стоянку в пустыне. Судя по всему, про стоянку никто толком не знал, поэтому ракету не потрудились сбить.

На днях, купол, видимо, допустил промашку (что было рано или поздно неизбежно при таком интенсивном обстреле), и ракета упала на жилой дом в городе Йехуд, недалеко от Тель-Авива. Двое человек получили при этом лёгкие ранения, но дело в том, что город Йехуд почти вплотную примыкает к аэропорту Бен-Гурион - главному аэропорту Израиля. К тому же, перед этим был сбит самолёт над Украиной. Немедленно многие авиакомпании объявили о прекращении своих рейсов в Израиль на сутки. (Затем многие продлили это решение.) В то же утро бывший мэр Нью-Йорка и миллиардер Майкл Блумберг, в знак поддержки, вылетел в Израиль рейсом авиакомпании Эль-Аль, но даже такая поддержка не спасла от транспортного коллапса. Многие пассажиры, летевшие в Израиль, застряли в аэропортах Европы. Израильские авиакомпании увеличили число рейсов и вместимость бортов, но и этого не хватало. Часть рейсов перенесли в аэропорт Увда, который гораздо дальше от зоны обстрелов, но и этот маленький аэропорт, рассчитанный на одновременное обслуживание трёхсот человек, не справился с нагрузкой. Думаю, что больше всех на этой истории заработал Кипр. Кипр - ближайшая к Израилю цивилизованная страна. Аэропорт Ларнаки довольно крупный, и находится всегов сорока минутах лёта от Бен-Гуриона. Западные компании сгружали там своих пассажиров, а затем, израильские забирали их домой.

Военный быт и настроения.

Воздушная тревога в Тель-Авиве включается до двух раз в день. Время подлёта ракеты из Газы - полторы минуты. Предполагается, что за это время надо добежать до бомбоубежища. Бомбоубежищами оборудованы многие квартиры (хотя не очень ясно, каково удовольствие оказаться запертым в бомбоубежище на 19 этаже разрушенного здания) и офисные здания. Чаще всего, таким локальным бомбоубежищем считается помещение, у которого нет внешних стен. Кроме того, на время военных операций открываются общественные бомбоубежища, которые есть в шаговой доступности почти отовсюду. Израильтяне непривычны к панике. При звуках сирены мы направляемся в ближайшее укрытие, слушаем там новости, ждём характерный «бум», которым сопровождается перехват ракеты железным куполом, и возвращаемся к работе.

Ракеты железного купола видно невооружённым глазом. Днём - это загзагообразные белые дымовые следы, а ночью - кружащиеся в небе огни. По моим наблюдениям, для Тель-Авива поход в убежище - это больше ритуал. Мы не ждём, что железный купол пропустит хоть одну ракету, хотя обломки перехваченных ракет всё-таки падают и иногда бьют машины. К тому же, сирену успевают включить далеко не при каждом обстреле. Иногда «бум» происходит без вского дополнительного предупреждения.

Совсем другое дело в городах юга: там и время подлёта - всего 15 секунд, и эффективность железного купола вследствие этого не так высока. Кроме того, ракета, разорвавшаяся на открытой местности, даже в отдалении от города, издаёт звук, который и мёртвого разбудит. Поэтому многие жители юга,  особенно, у кого есть маленькие дети, стараются на время обстрела перебраться подальше на север, а то и за границу.

Вообще, с детьми происходит какой-то перегиб: в школах и очень тщательно учат мерам предосторожности при всех видах военной опасности: погромы, обстрелы, газовые атаки… В результате, многие родители жалуются, что дети, накачанные в школе во всех подробностях ужасами войны, воспринимают рядовую воздушную тревогу как знак приближающегося апокалипсиса и начинают готовиться к неизбежной мучительной смерти. Ну, с другой стороны, можно быть уверенным, что среди таких детей не появится в будущем партия войны.

Несмотря на все сирены и взрывы, жизнь и работа в Израиле идут своим чередом, и обед подают по расписанию. Кроме того, что некоторых резервистов призвали в армию (в моей компании, например, двоих), война почти не вносит изменений в повседневный быт. Вместе с тем, определённую нервозность всё труднее скрыть. Я замечаю, что многие люди стремятся больше времени проводить в обществе и как будто избегают оставаться одни. Насмешливый вначале тон разговоров об угрозах Хамаса стал гораздо более мрачным после начала наземной операции и появлении первых потерь. По выходным хотят стенка на стенку в Тель-Авиве - националисты и борцы с израильской военщиной, а в Иерусалиме - арабы и полиция. Ханин Зуаби, арабская депутатка кнессета, призывает ко всеобщему арабскому восстанию против сионистской оккупации… В общем, Израиль, который и так всегда чем-то схож с дурдомом, теперь всё больше схож с дурдомом, в который не завезли успокоительное.

В первый день наземной операции в Газе погиб один из солдат-одиночек. Так называют призывников, у которых нет родственников в Израиле. (Он был репатриантом из США.) Опасаясь, что на похороны никто не придёт, его друзья по клубу болельщиков кинули клич в интернете, чтобы все, кто может, пришли почтить память. В результате, на похоронах присутствовали двадцать тысяч человек. В этом смысле, война ещё послужит нашей социализации. Вот только похороны становятся всё более регулярными, а никакого логичного завершения операции пока не видно. Можно уничтожить все туннели, ликвидировать все боеприпасы, даже физически перебить всё нынешнее поколение руководства Хамас, но кажется, что террор имеет слишком сильную поддержку в мире, чтобы на этом всё закончилось.

---

Сегодня с утра объявлено объявлено о прекращении огня, которое истекает в эти часы. То есть, сегодня первый день без сирен. Поэтому я желаю израильтянам скорейшего и прочного мира, читателям из других стран желаю быть разборчивее и отличать информацию от пропаганды. Международным организациям я желаю оставить Израиль в покое и заниматься действительно важными делами. А Хамасу - провалиться сквозь землю в полном составе, желательно, без жертв среди мирного населения.

Всем спокойно ночи,

минутка политики, новости галактики

Previous post Next post
Up