По просьбе товарищей выкладываю свой текст из "Однако"
Источник:
http://www.odnako.org/blogs/chem-amerikanci-budut-topit-svoi-aes-esli-mi-vvedyom-sankcii/ Обсуждая популярную последнюю время тему возможных санкций, наблюдатели традиционно обращают внимание, что от взаимных ограничений в большей степени пострадают отношения России и Евросоюза, в то время как с США у нашей страны точек экономического соприкосновения не так уж много. На этом фоне интересно вспомнить и обсудить отрасль, в которой Соединённые Штаты критично зависят от российских поставок - это топливо для АЭС.
Эта, казалось бы, на удивление существенная зависимость сформировалась ещё в начале 90-х годов после запуска программы ВОУ-НОУ, подразумевающей переработку высокообогащенного урана (ВОУ) части российских ядерных боеголовок в низкообогащенный уран (НОУ), который и продавался в США для использования в качестве топлива для АЭС. О подробностях этого проекта почти все уже
сказано, поэтому сосредоточим наше внимание на относительно свежих новостях по этой теме.
Напомним, что, хотя существуют планы по закрытию некоторых АЭС (в т.ч. из-за дешевизны природного газа в США), американская атомная энергетика пока по-прежнему дает около 100 ГВт мощностей (для сравнения, вся российская энергетика это около 230 ГВт).
В контексте поставок зарубежного атомного топлива на американские АЭС необходимо выделить две компоненты, которые только частично связаны между собой. Во-первых, это собственно сырьё для топлива на основе природного урана, где у США тоже напряжёнка. Но главное - это возможности по разделению изотопов, т.е по обогащению урана.
Собственная добыча - 10%
В 2014 году для загрузки американских атомных станций необходимо 48 млн фунтов урана (в пересчёте на необогащённое топливо в виде оксида U3O8). Мы используем эту внесистемную единицу, т.к. на мировом рынке ценовые котировки также традиционно выражаются долларах за фунт окиси урана.
В прошлом году программа «ВОУ-НОУ» завершилась. В феврале EIA, статистическое подразделение американского Минэнерго,
опубликовало данные по производству уранового концентрата (в пересчете на оксид урана U3O8) в США 2013 году. За 2 года производство этого исходного сырья для ядерного топлива выросло на 21%. EIA особо обращает внимание, что указанный рост частично компенсирует завершение программы ВОУ-НОУ. Вот только даже с учетом этого, производство окиси урана в США составило всего 4,8 млн фунтов - ровно 10% от необходимых объемов топлива.
Неудивительно, что в 2012 году 83% необходимого уранового сырья
закупалось за рубежом, а на долю США пришлось всего 17% (вероятно, здесь учитывается также и американская программа переработки ВОУ в НОУ, поэтому доля США на рынке оказывается больше 10%). География поставок урана в США представлена на рисунке (суммарно - 58 млн фунтов в пересчете на U3O8):
Тем не менее, нужно признать, что особых проблем с урановым сырьем на мировом рынке сейчас не наблюдается, что в первую очередь связано с остановкой японских, некоторых европейских, а теперь уже и южнокорейского реактора. Даже несмотря на завершение программы ВОУ-НОУ, котировки здесь так и не выросли. В результате, цены на окись урана держатся на стабильно низком уровне в 35 долларов за фунт. В то время как в 2006-2007 годах спотовые цены на это сырье достигали 130 долларов за фунт.
Собственное обогащение - 20%
Но приобрести урановую руду или урановый концентрат - это полдела. Важнее превратить его в топливо, где главная стадия - обогащение. И здесь собственно и проявляется в полной мере американская зависимость от российских поставок.
Напомним, что мощность предприятий по обогащению урана описывается в так называемых ЕРР (единицах работ разделения). И вот какова сейчас (точнее - до недавнего времени) структура обогатительных мощностей, работающих на США.
Как видно из графика, с запуском программы ВОУ-НОУ, российское топливо в течение последних 15 лет отвоевывало у «домашних» мощностей в США рынок по обогащению урана. И когда США использует в год около 16 млн ЕРР, из них почти 6 млн ЕРР или 35-40% представлялись по российской программе ВОУ-НОУ. Примерно столько - же, прочие иностранные, в первую очередь европейские мощности по обогащению. Сами Штаты в состоянии предоставить всего около 3 млн ЕРР в год - около 20% от необходимого.
С этого года программа ВОУ-НОУ завершилась. Тем не менее, было
подписано соглашение о продлении договоров. Строго говоря, это уже не продление ВОУ-НОУ, а коммерческие поставки низкообогащенного урана. Согласно новому договору (на 2013-2022 годы), контракт подразумевает постепенный рост поставок, в результате чего к 2015 году они составят около половины отгрузок от уровней «старого» ВОУ-НОУ. Кроме того, в договоре остается опция, что объем поставок может быть удвоен. Как и в случае ВОУ-НОУ, взамен Россия будет получать необогащенный уран. Поэтому доля поставок урана из России на американский рынок (Рис.1) значительно меньше, по сравнению с поставками обогащенного урана (Рис.2).
В какой степени российские поставки по новым контрактам заменят программу «ВОУ-НОУ» в текущем 2014 году - этот вопрос остается открытым. Но американские мощности фактически и ограничены задействованными 3 млн ЕРР, как видно из
таблицы. Старый завод USEC, американской корпорации, занимающейся обогащением урана, закрыт. Новый пока не построен, и возможно завершение его строительства откладывается, с учетом вероятного
банкротства USEC. Остаются американские мощности европейской URENCO, которая сейчас выдает в США те самые 3 млн ЕРР, но к 2015 году ожидается расширение до 6 млн ЕРР. Для сравнения, у России - 25 млн ЕРР.
Заменить российские обогатительные мощности США могут только увеличением объёма заказов за рубежом, и то лишь частично. Как и в случае уранового сырья, поддержку США здесь оказывают закрывшиеся АЭС по всему миру (поэтому стоимость 1ЕРР все последние годы снижается и уже достигла отметки в 100 долл.). Но если с лета Япония всё же начнет вновь запускать остановленные реакторы, альтернативы российскому НОУ и вовсе исчезнут. В любом случае, раз под продолжение российских поставок уже подписаны контракты и эти поставки уже начались, - в случае возможных взаимных санкций американская атомная энергетика существенно пострадает.