Большинство наиболее радикальных своих идей
Берн представил в виде афоризмов.
Их завуалированная форма
скрывала ход его рассуждений от умов тех,
кто хотел бы исказить их значение.
(Клод Штайнер. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна)
Вот мы и добрались до первого впечатления от прочтения книг Берна. Итак, первое, что бросается в глаза, это ощущение доступности для понимания его текстов. Поэтому, я, наверное, должен заранее извиниться перед теми, кто ценит эту «понятность» и предложить им хорошенько подумать, прежде чем решить, читать или
Предложенная Берном цель - стремление к автономии, осознанию и ответственности - особых возражений не вызывает. Вопрос в другом: чем сознавать? Какие для этого предложены термины, понятия, образы? Или, используя терминологию Фрэнсиса Бэкона, каких Идолов нам по дешевке втюхивают?
Все теоретические построения Берна основаны на иллюзии о возможности передачи мысли на расстоянии. И речь, конечно, не о телепатии, а о самом «обычном» человеческом общении. Для этого достаточно «правильно» сформулировать то, что ты хочешь сообщить и … нажать кнопку «отправить сообщение» или просто сказать. Компьютерная метафора просматривается здесь вполне очевидно и Берн этого не скрывает. Более того, так называемый «Взрослый» обычно описывается им именно в терминах компьютерной метафоры. Проблемы, решение которых и предлагает нам Берн, возникают, по его словам, тогда, когда мы помимо основного сообщения «отправляем» и некий «вирус», содержащий скрытую (иногда, даже от нас самих) манипуляцию….
Что тут скажешь? Может в `50-е годы ХХ века еще были какие-то иллюзии относительно возможностей компьютеров общаться, но сейчас, думаю, вполне определенно можно сказать, что в ближайшем будущем этого не случиться. Общение, в котором отброшено все лишнее («ничего личного»), это скорее некий «идеал», который никогда не будет достигнут. «У кого что болит, тот о том и говорит», даже если это Эрик Берн.
Вполне узнаваемо выглядит и графическое изображение транзакции: S-->R. Даже бихевиористы, придумавшие эту ересь, сейчас предпочитают более сложную модель S-->О-->R, в которой предполагается, что стимул, прежде чем вызовет реакцию, должен переломиться через некую систему образов. Но даже так, называть это психологией язык как-то не поворачивается. Более того, Павлов, посвятивший жизнь этим самым «S-->R», запрещал своим сотрудникам использовать психологическую терминологию и испытывал большие затруднения в организации чистого эксперимента, в котором исключалось или, по меньшей мере, контролировалось бы воздействие так называемого «сложного стимула».
Впрочем, как практический метод, транзакционый анализ может быть использован как проективный тест, в котором некий неструктурированный материал вызывает (не иначе как под воздействием потребности в «структурировании») какие-то воспоминания. В качестве аргумента в его защиту, обычно упоминают то обстоятельство, что он понятен даже «среднему американцу». Достаточно поставить перед клиентом три коробки с надписями «Родитель», «Ребенок», «Взрослый» и позволить ему выложить в них все что придет ему на ум....