ФНПР пробило на социальную справедливость?

Nov 03, 2008 21:24

Доклад великоват для того, чтобы вешать его в ЖЖ. Хотя читается нормально. Доклад подготовлен ФНПРовскими под грядущую модернизацию ТК РФ и ФЗ "О профсоюзах".

Приведу несколько цитат из него:



В соответствии с документами Международной Организации Труда, достойный труд определяется как «эффективный труд в хороших и безопасных условиях, дающий работнику удовлетворение, возможность в полной мере проявить свои способности, навыки и мастерство, труд с достойной оплатой и справедливым распределением плодов прогресса, труд, когда права трудящихся защищены».

Между тем, сфера труда в Российской Федерации далека от критериев и параметров труда достойного.

Даже на фоне предпринимаемых мер по повышению минимального размера оплаты труда (МРОТ) по-прежнему сохраняется низкий уровень заработной платы, не отвечающий требованиям социально ориентированной рыночной экономики и позиционированию России в современном мире.

Нет оснований говорить о наличии справедливой оценки труда в России. Базой такой оценки на государственном уровне является величина прожиточного минимума. В настоящее время расчет прожиточного минимума осуществляется по методике, разработанной в период кризиса 90-х годов XX  века на кратковременный период. Периодически она проходит косметическую корректировку, не приводящую к сущностным изменениям. Помимо того, что принятая потребительская корзина несовершенна с медико-биологической точки зрения, она вообще не включает затраты, связанные с содержанием семьи. А это значит, что проблемы воспитания детей и поддержки престарелых родителей остаются вне плоскости экономических отношений, что, безусловно, ведет к масштабным демографическим проблемам, особенно в условиях высокой стоимости жилья, увеличения масштабов платности услуг образования, здравоохранения, внешкольного досуга и дошкольного воспитания. По данным Центра стратегических исследований за последние 8 лет реформ в Российской Федерации тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли почти в 9,5 раза, медицинские услуги в 4,2 раза, услуги домашнего воспитания ‑ в 5,1 раза.

При этом следует понимать, что средний уровень заработной платы по стране немногим более 3 прожиточных минимумов трудоспособного населения - это, в лучшем случае, воспитание одного ребенка и то в ущерб потребностям самого работника.

***

Довольно распространено мнение, что заработная плата в России низка в связи с низкой производительностью труда и что производительность труда должна расти опережающими по сравнению с заработной платой темпами.

Однако при этом не учитывается, что в расчете на единицу затрат на рабочую силу производительность труда в российской экономике в настоящее время примерно в полтора-два раза выше, чем в наиболее развитых странах.

Доля зарплаты в ВВП в России составляет менее одной трети (во Франции и Германии - 50 %, в Швеции - 58 %, в США - 60 %). В отдельных крупных компаниях фонд оплаты труда составляет 15 % валового дохода. По энергетическим компаниям этот показатель равен 5 %.

***

Для России характерна чрезмерная дифференциация оплаты труда по отраслям и регионам, отдельным предприятиям и категориям работников.

В июле 2008 года среднемесячная начисленная заработная плата в организациях, осуществляющих финансовую деятельность, составила более 40 тыс. рублей, в сельском и лесном хозяйстве - в 5 раз меньше, в обрабатывающем производстве - 39,3 % уровня финансовых организаций (в том числе в текстильной и швейной промышленности - 20,7 %, в производстве пищевых продуктов - 35,2 %).

Работники производственных отраслей, которые должны быть на острие инновационного пути развития (производство машин и оборудования, производство электронного и оптического оборудования), ценятся экономикой и обществом соответственно на 42 и 43 % максимума, достигнутого сферой оборота денег, а учителя и врачи, определяющие качество человеческого капитала в стране на многие десятилетия вперед, - на 26,2 и 31,8 % соответственно.

Соотношение между средней начисленной заработной платой и прожиточным минимумом характеризует региональную дифференциацию по уровню оплаты труда. Согласно анализу данных Росстата в Тюменской области этот показатель наиболее благоприятный (7,8 раза), в Санкт-Петербурге он составляет 4,9 раза, в Москве - 4,7 раза, в Московской области - 4,2 раза. В то же время средняя заработная плата в Дагестане всего в 2 раза превышает прожиточный минимум, в Республике Алтай - в 2,1 раза, Ивановской области - в 2,5 раза.

Несмотря на позитивную динамику средних показателей денежных доходов, коэффициент дифференциации доходов между наиболее и наименее обеспеченными членами общества, названный одним из экономистов коэффициентом ненависти, продолжает расти.  В 2007 году на долю 20 % наиболее обеспеченных граждан приходилось 47,8 % доходов, а на долю 20 % наименее обеспеченных - 5,1 %. При этом среднегодовой темп роста реальных доходов 10 % самых обеспеченных на протяжении ряда лет по некоторым оценкам почти на четверть превышает темп роста ВВП.

***

Сохраняются долги по заработной плате - наиболее грубое нарушение прав людей в сфере труда, фактически насильственное кредитование бизнеса работниками по минимальным ставкам, а порой беспроцентное или даже безвозвратное. На 1 сентября 2008 года по сведениям организаций (без субъектов малого предпринимательства) суммарная задолженность по заработной плате за месяц выросла на 14,1 % и составила 2 956 млн. рублей.

Более 35% общей суммы - вновь образовавшиеся за последний месяц долги. В то же время около 25,9 % - это долги, образовавшиеся в 2006 году и ранее. По некоторым оценкам, значительная часть старых долгов сформировались на предприятиях-банкротах. Правовое регулирование сферы банкротства содержит ряд дискриминирующих положений в отношении законных требований работников, что ведет не только к серьезным задержкам выплаты работникам причитающейся заработной платы, но и к ее частичной или полной утрате.

***

Несмотря на сокращение за пять лет производственного травматизма с утратой трудоспособности на 38,1 %, в том числе со смертельным исходом - на 15,6 %, в истекшем году на производстве было травмировано более 66 тысяч человек, в том числе около 3 тысяч человек погибли.

За истекший год производственный травматизм со смертельным исходом увеличился более всего при добыче полезных ископаемых (на 127 погибших), причем при добыче каменного угля подземным способом погибли 209 человек (в 2006 году - 54 человека).

Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам вырос и составил на конец 2007 года 24,9 %.

По прогнозу Минэкономразвития России в ближайшие 10-15 лет в организациях основных видов экономической деятельности почти 14 % работающих будет занято на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

***

Средний возраст безработных в России составляет 34,5 года. При этом около 30 % безработных в возрасте до 30 лет. Около 30 % безработных не имеют опыта трудовой деятельности.

На этом фоне увеличиваются потоки внешней трудовой миграции. Численность трудовых мигрантов, официально привлекаемых для осуществления трудовой деятельности в России, составила в 2008 году 1 828 тысяч человек. Нелегальная миграция по оценкам Федеральной миграционной службы составляет от 5 до 7 млн. человек, а по некоторым  экспертным  оценкам - до 12-15 млн. человек в год.

***

В этой связи вносится ряд предложений.

Предложения по совершенствованию коллективно-переговорного процесса.

***

Предлагается расширить понятие «работодатель» до формулы: «собственник организации или уполномоченный им орган управления организацией, вступивший в трудовые отношения с работником». Это позволит снять проблемы, возникающие в процессе переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений вследствие отсутствия правовых оснований у представителей работников требовать участия в переговорах собственника, либо наделения необходимыми полномочиям руководителя организации, как представителя собственника, в случаях их недостаточности для ведения переговоров по всем интересующим стороны аспектам.

***

В целях повышения эффективности представительства интересов работников на локальном уровне предлагается снять ограничение, позволяющее только первичной организации профсоюза представлять интересы работников при заключении коллективного договора и в других случаях, связанных с защитой их прав.

В соответствии с частью 1 статьи 29 «Представители работников» Трудового Кодекса Российской Федерации и Конвенцией Международной Организации Труда № 135 1971 года о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях, организация, представляющая работников, должна быть вправе самостоятельно, на основании Устава определять наиболее эффективное свое звено для защиты прав работников в организации.

***

Коллективный трудовой спор, то есть нежелание или невозможность работодателя удовлетворить требования коллектива работников - нормальное явление для рыночной экономики. Такие факты необходимо не прятать, не запрещать, а максимально выявлять и регулировать на той стадии, когда они еще не дошли до крайней формы открытого конфликта - забастовки.

Наше законодательство, напротив, ориентировано на максимальный запрет и длительную, многоэтапную процедуру «урегулирования», которая способна лишь накалить страсти.

***

Такой подход отвечает принципам Международной Организации Труда, предусматривающим возможность передачи государством ряда своих функций в социально-трудовой сфере наиболее представительным организациям работодателей и трудящихся.

В целях реализации такой схемы предлагается на первом этапе путем внесения изменений в статью 404 «Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже» Трудового кодекса Российской Федерации сделать трудовой арбитраж постоянно действующим органом по разрешению коллективных трудовых споров при трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на соответствующем уровне социально партнерства (федеральном, региональном и территориальном).

Целесообразно при этом исключить из Трудового кодекса Российской Федерации статью 403 «Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника», во избежание затягивания разрешения спора по существу.

***

Статья 412 «Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки» Трудового кодекса Российской Федерации - обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки, позволяющая исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации устанавливать минимум необходимых работ (услуг) должна быть приведена в соответствие с рекомендациями Комитета по свободе объединений Административного Совета Международной Организации Труда. Любые разногласия по поводу минимальных видов работ должны регулироваться независимым органом, пользующимся доверием обеих сторон и не являющимся исполнительным органом.

Необходимо из части 9 статьи 410 «Объявление забастовки» Трудового кодекса Российской Федерации исключить обязанность представительного органа работников указывать продолжительность забастовки, что также соответствует Рекомендациям Комитета по свободе объединений  Административного Совета Международной Организации Труда.

Предлагается дополнить статьи 399 «Выдвижение требований работников и их представителей» и 410 «Объявление забастовки» Трудового кодекса Российской Федерации нормами, в соответствии с которыми первичной профсоюзной организации предоставляется право направлять работодателю выдвигаемые работниками требования, а также объявлять забастовку без проведения собрания (конференции), если эта первичная профсоюзная организация представляет интересы всех или большинства работников. Одновременно должна повышаться ответственность организаторов забастовки за соблюдение законности в ходе ее проведения.

В статьях 400 «Рассмотрение требований работников, профессиональных союзов и их объединений» и 410 «Объявление забастовки» Трудового кодекса Российской Федерации необходимо предусмотреть, что представителями работодателей могут быть не только объединения работодателей, но и федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления. Это соответствует фактическому положению дел, но, не имея законодательного подтверждения, позволяет вышеназванным органам уклоняться от участия в процедурах регулирования трудовых споров, перекладывая ответственность за это на структуры, не имеющие достаточной компетенции.

Необходимо устранить противоречия между положениями части 2 статьи 33 «Представители работодателей», статьи 34 «Иные представители работодателей» и части 1 статьи 398 «Основные понятия» Трудового кодекса Российской Федерации, однозначно определив, что коллективный трудовой спор может возникнуть по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. В настоящее время законен только коллективный трудовой спор по  поводу неисполнения коллективного договора, что существенно ограничивает право работников на осуществление коллективной защиты своих интересов.

***

Необходимо внесение поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих повышении стандартного налогового вычета с 400 рублей до уровня минимального размера оплаты труда, который постепенно должен быть повышен до прожиточного минимума, и повышение стандартного налогового вычета на каждого ребенка до уровня прожиточного минимума ребенка, что положительно скажется на материальном положении многодетных и небогатых семей.

***

Дополнительного правового регулирования требует механизм обеспечения норм охраны труда.

Предлагается ратифицировать Конвенции Международной Организации Труда № 187 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда и № 176 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах и принять необходимые нормативные правовые акты, обеспечивающие их реализацию.

P.S. Ну и так далее в том же духе...
Повторюсь: у кого какие мысли по этому поводу?

ФНПР, Социально-трудовые отношения

Previous post Next post
Up