Два художника... Два мастера... Две страны... Александр Парфенов и Вилиус Матутис... Россия и Латвия... Вместе и очень дружно.
"Где вы встретились?" "В Елгаве", улыбается Александр. Очень далеко от его родного Барнаула. Он приехал в Латвию, чтобы принять участие в традиционном фестивале ледяных скульптур. А погода подвела. В Латвии начало февраля было на редкость теплым. Но зато они встретились с Вилиусом. И отправились вместе в Хельсинки, где сейчас в местном зоопарке проходит свой фестиваль ледяных скульптур.
Эскиз Александра.
Работают вместе. Вилиус зовет друга: "Саша, куда эта линия должна пойти, как думаешь?"
"Трудно работать вместе?" "Главное - распределение обязанностей. Если бы оба уткнулись в один вопрос, у каждого было бы свое представление, могли и поругаться... А когда идея уже есть, то главное - дополнять друг друга".
Что особенного? Два человека вместе режут ледяных лебедей. Для Саши их недолговечная композиция - "молитва". Для Вилиуса - "мандала". В принципе - чувствуют они одинаково.
Саша рассказывает мне о своем более молодом товарище: "Вы не представляете, как Вилиус - талантище... Он ведь еще и музыкант, и играет на очень необычных инструментах..." Пришла домой, выяснила, что и мой новый знакомый Александр Парфенов - человек необычный. Он, оказывается, "национальное достояние Японии"...
... "Национальное достояние" - это конкурс, главным куратором и искусствоведом которого является император Акихито. На его адрес, не указав своих данных, я послал с токийской почты посылочку. И Акихито выбрал в номинации "Нэцкэ" мою работу. Когда же оказалось, что ее автор - русский, это стало оскорблением нации… На их ковре по их же правилам я их победил. Они искренне, со слезами на глазах меня ненавидели. Года два думал, что меня убьют. И жил счастливым-счастливым: встречал рассветы-закаты, каждый день был как последний.Кстати, после того, как человек удостаивается звания "Национальное достояние Японии", он становится символом ремесла или промысла. Ему создают образцово-показательную мастерскую-музей, обеспечивают материалом, госзаказом до конца жизни, стипендией, туристический маршрут к нему организовывают. И мастеру дозволяется иметь не более четырех учеников за всю оставшуюся жизнь, чтобы он не распылял свои время и таланты. Но поскольку я не японец, передо мной извинились - три министра пришли ко мне с поклонами, а потом организовали мою большую выставку...", рассказал Александр
в интервью одному алтайскому порталу. Смысла не было спрашивать о том, почему дружат латыш и русский. Это было понятно. Потому что дружат, потому что уважают друг друга, потому что оба - люди дела и, кажется, люди хорошие.
Так как встретились мы в зоопарке Хельсинки, то как-то сам собой задался вопрос о зоопарках, цирках и жирафе Мариусе. И тут Вилиус удивил. Нет, не тем, что он не одобряет существование зоопарков. А тем, что он - охотник. Но тоже необычный. Он - лучник. "Знаете, именно потому, что я - охотник, я не участвую в бойнях. Мы не загоняем животное. Мы наблюдаем за ним, любуемся им и очень часто отпускаем. Нет-нет, убийство - не цель охоты. Тем более, с луком. Да, зоопарки нужны. Наш образ жизни не подходит всем. Но тогда в зоопарке не должно быть места убийству. Это - не скотобойня. Тем более, со зрителями".
А еще Вилиус - организатор средневековых ристалищ и фестивалей лучников.
(эти два снимка - из личной страницы Вилиуса в ФБ)
А Саша в 1991 году мечтал учиться в Академии искусств Риги. Он приехал уже после того как Латвия стала независимой.
Игорь Васильев, выдающийся рижский скульптур, посмотрел его эскизы, и сказал: "Саша, я бы вас учил... Но куда вы сейчас в Риге с вашей фамилией... Вы не поступите, потому что вас не примут." И Саша вернулся на Алтай. Вилиус смеется: "Круг замкнулся. Ты и Латвия встретились снова"...