Ходили 12 октября на выставку Карла-Хеннинга Педерсена (1913-2007). Авангардист, один из основателей группы КОБРА (или, точнее, CoBrA - Copenhagen (Co), Brussels (Br), Amsterdam (A) по странам рождения художников-участников). Но, в общем-то, особо Педерсон в рамки своего детища не вписался, и с КОБРА они друг другу остались приятелями, но не родными. Это было, в общем-то, движение протестное, как характеризуют европейский авангардизм, they preferred the process over the product and introduced primitive, mythical, and folkloric elements along with a decorative input. Педерсена же роцесс ради процесса не интересовал, ему было что сказать, и художественный язык, на котором он говорил, был достаточно богат - от кубизма до витражей и фресок готического собора в Рибе, в реставрации которого он участвовал. Собственно, эта Кобра и распалась за три года, потому что ее участники "говорили" на разных языках. Единственное, что разделяли все - это вера в то, что искусство не может быть выверенной композицией, подлинное искусство спонтанно.
Педерсен был художником-самоучкой. Он говорил: «Разум преобразует опыт, который мы собираем в мире природы, в наш собственный мир. Жизнь течет непрерывно и накапливает свой опыт». Про его работы говорят, что они - это спонтанно изображенный, сказочный мир художника. Мне, собственно, очень хотелось бы задать художнику вопрос, почему он видит свой мир именно таким?
Листья и ветви, мозаика
Золотая птица и кресты, 1974 (как раз, когда он над собором работал)
В наши дни о Педерсене трудно найти полную информацию в сети, всё надежно спрятано в платные книги. Но если в общем, то он из рабочей семьи, рос с 10 лет сиротой без матери, жизнь знал, и состояние вещей его не устривало. Соответственно, парень сначала примкнул к социал-демократам, но их половинчатая позиция в мире, где поднимал голову фашизм, его не устроила, и Педерсен стал членом молодежной коммунистической организации.
Пейзаж с красными птицами, 1945
Вообще-то живописцем Педерсен стал достаточно случайно. В конце 1920-х - начале 1930-х западный коммунизм был достаточно обнимающим мир, и через свою молодежную работу парень попал в 1933 году на учебу в Интернациональную школу, целью которой было построить взаимопонимание между странами и народами. И встретил там Эльзе Альфельт, тоже самоучку, и тоже сироту, потерявшую мать в раннем возрасте. До этой встречи Педерсен свои художества всерьез не воспринимал, они просто были частью его познания мира, а намеревался он стать или великим архитектором, или великим музыкантом!
Красный замок на берегу моря, 1952
Эльзе писала картины лет с 12, и в Академию Искусств в Копенгагене ее не приняли, заявив, что учить ее там уже нечему - как художник она состоялась. На самом же деле девушка выставляла работы без малейшего успеха с 1929 года. Поскольку в дальнейшем у нее полностью изменился и стиль, и тот мир, который она через этот стиль изображала, наверное можно сказать, что первые опыты были первыми опытами, и авангардизм того времени ей не подходил. Но она смогла оценить силу изобразительного таланта Педерсена.
Вот такими восхитительными работами и стала славна Альфельт
Пара быстро стала семьей, что им совершенно не мешала активно расти и совершенствоваться как художникам. А Педерсен полностью определился, кем же он будет в этой жизни. Вот, по-моему, его два портрета "кристаллической" Эльзе и себя:
Парочка, 1952
Звездная пара и Пегас
В Париж Педерсен отправился смотреть на Пикассо и Матисса пешком, в 1939 году. Видимо, тогда искусство семейство кое-как уже кормило, но впечатлений ещё не хватало. Оба и будут позже, когда придут известность и деньги, путешествовать по самым причудливым местам планеты. Красоты много не бывает.
Закат и море, 1953
Три башни, 1952
Морские бродяги, 1949
На обратном пути Педерсен ещё и во Франкфурт-на Майне, на выставку "Дегенеративного искусства", как наци в 20-х чохом обозвали всё, что не было классицизмом. Ехидные модернисты взяли это название как пожалованное достоинство, и с упоением троллили приверженцев чистоты стиля. Да и не только наци не одобряли изысков модернистов. Тот же Бертольд Брехт вел с Педерсеном яростные полемики на тему "ну почему, Карл?!" Каждый остался при своем.
Адам говорит со змеями, 1961
Желтая маска приключений, 1948
Именно на той выставке Педерсен быт совершенно потрясен Шагалом. Говорят, влияние картин Шагала видно во всем его творчестве. Не знаю... Далеко не во всем, по-моему. Вот в "Округлости земли" - несомненно.
Золотая птица, 1954
Округлость земли, 1959
Всю войну Педерсен состоял в какой-то Høst group и был занят в деятельности журнала «Хелхестен» ("Адская лошадь"). Что ж, сопротивляться нацизму можно по-всякому. Ну а с 1948 начался его уверенный путь к успеху.
Голова мужчины, 1949
Королева морей, 1950
Педерсен получил медаль Эккерсберга в 1950 году и премию Гуггенхайма в 1958 году. Международный прорыв Педерсена произошел в 1962 году, когда он был официальным представителем Дании на Венецианской биеннале. В следующем году он был удостоен медали Торвальдсена.
Птицы на пальме, 1966
Красный даритель, 1966
Эльзе умерла в 1974 году (о судьбах дочерей информации нет, обе могут быть ещё живы, и не хотят, чтобы их жизнь стала достоянием публики), после сороколетнего брака.
Одинокий, 1951
Синие образы и птицы в небе, 1974
Впрочем, одиноким Педерсен, конечно, не стался. Жизнь надо жить, и она не терпит пустоты. Да и человек не долже быть одинок. Так что в 1975 году он встретил в Иерусалиме писательницу, художницу и фотографа Сидсель Рамсон, с которой и прожил до конца своей жизни.
Синее и красное, 1976
Глубоководная рыбалка, 1973
А вот две очень выразительные картины в совсем нетипичной для Педерсена гамме:
Ночной лес, 1961
Семизвездное, 1965
И, наконец, мой любимый "Небесный козел", 1949. Дело в том, что тут есть некоторая игра слов. Небесныем козлом в здешних краях называют бекаса))
Вот так вот припали к модерн-арту)) Довольно удачно, по-моему.