"Туманность Анромеды" Ефремова в контексте классической утопии и советской утопической фантастики

Jan 22, 2020 14:41

Несколько записей subj из блога Фрумкина в фейсбуке. Там они затеряются, а здесь может быть кому-то пригодятся.

1)
[Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин
21 сентября ·
На выходных решил- наконец-то в сознательном возрасте- перечитать "Туманность Андромеды", Это рай для культуролога и сомнительная находка для читателя- (конечно совмременного). Текст совершенно чудовищный по многим параметром - от наивности до монструозной патетической серьезности. А кое-где видишь и следы консервативной утопии имени князя Щербатова: "Но требование дать каждому всё вызвало необходимость существенно упростить обиход человека. Человек перестал быть рабом вещей, а разработка детальных стандартов позволила создавать любые вещи и машины из сравнительно немногих основных конструктивных элементов подобно тому, как всё великое разнообразие живых организмов строится из небольшого разнообразия клеток, клетка - из белков, белки - из протеинов и т. д. Одно только прекращение невероятной расточительности питания прежних веков обеспечило пищей миллиарды людей." Все таки несмотря на все чудеса техники требуется экономия.

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2420811034670063>

Егор Седов Это нельзя читать, принимая все всерьез. Иван Антонович очень неплохо потроллил идею коммунизма. Причем потроллил так, что его:
а) издали;
б) общество "Туманности" приняли за некий идеал коммунизма;
в) некоторые фанаты коммунизма до сих пор зачитываются...
Тогда как на самом деле:
а) прекрасно всё - есть и "проработка на партсобраниях", и кровавая гебня в виде Академии чести (??) и права (???);
б) существует наказание в форме ссылки в дикие природные условия, а там - выживай, как знаешь;
в) с экологией ребятки, тем не менее, очень не дружат - одно лишь уничтожение "ненужных" и "вредных" видов чего стоит;
г) нищета повальная, что и есть суть коммунизма;
д) уничтожена семья - причем очень похоже (Остров Матерей), что достаточно насильственным методом, и именно ради уничтожения частной жизни;
е) есть предсказание чернобылей - судьба планеты Зирда...
Да само имечко главного героя - это же троллинг, то ли "доннерветтер", то ли "ветром надуло"... )) А, да, они же даже от чувства юмора сознательно отказались! А люди ли это вообще? (Кстати, сам Иван Антонович в иных произведениях вполне себе это чувство юмора использовал).

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2420811034670063>


2)
[Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин
21 сентября ·
Анализировать представления о коммунизме в таких романах как "Туманность Андромеды" и "Полдень", я бы начал с гипотезы, что не существовало никакой специфической большевистской коммунистической утопии, а был довольно целостный круг идей о "будущем разумном обществе", идущий с XIX века и охватывавший как социалистических авторов ( прежде всего французских), так и большой круг утопистов других окрасов, включая Цииолковского, теософов и федоровцев. Общие мотивы можно встретить в большом массиве футуристической литературы, написанной примерно между 1800 и 1960 годов, от Фурье до Даниила Андреева. Что касается упомянутых романов то они добавили в этот круг рост значимости - даже не науки, науку считал важной уже Фурье, а именно профессии ученых, а в случае с Ефремовым - еще и путешественников (и тут Ефремов стоит рядом с Эрнстом Юнгером).

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2421216667962833>

Sergey Sobolev Были еще всякие дешманские брошюрки для масс, с популяризацией идей коммунизма, типа "Социальный рай на земле" Тотомианца, "Учения утопистов" Устинова, "Россия в 1930 году" Карелина, и т.п. агитки. В них самый сок мечты что в народе проростал, не в первоисточнаках, а в переложениях по босяцки.

Сергей Мулин Мне казалось, что песня оттуда https://youtu.be/hEDRjjBvFc4 АН нет, Акванавты какие-то, а оттуда вот что https://youtu.be/A7lH66Z68gQ Анне Вески "Возьми меня с собой" - Фильм "Туманность Андромеды"

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2421216667962833>


3)
[Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин
22 сентября
Для нас "искренний коммунизм" Ефремова и Стругацких прежде всего является напоминанием о том, что в идейном отношении большевики были лишь малой частью огромного антибуржуазного, антикапиталистического фронта, в который входили в том числе многие противники большевиков, и добрая, если не большая половина русской миграции и например (вспоминаю его потому, что только что вышла его книга) католический философ Мацейна, писавший, что буружуазность есть главный противник христианского духа, и Сергий Булгаков пытасля создать христианско-социалистическую партию, чтобы перехватить у атеистов социалистическую повестку, И на фоне этого единого фронта серьезное идейное сопротивление большевизму была крайне затруднено, если не обессилено (почем так и нервничал Маккарти, прибегая к не вполне характерным для США мерам).

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2422523471165486>


4)
[Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин
24 сентября ·
В чем важнейшее различие таких утопий как у Кампанеллы и Томаса Мора с одной стороны - и у ранних Ефремова и Стругацких? И там и тут общества представляют собой "трудовую общину", труд в них - принудительно или морально - обязателен, но наши писатели ХХ века открыли, что труд еще является источником удовольствия, эйфории, что труд является сам в себе мотивом. И тут конечно у советских писателей проглядывает вообще очень характерное для русской культуры ХХ века смешение- не всегда честное и не всегда непротиворечивое неразличение труда вообще и творческого руда ученых и художников.

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2426814620736371>

Александр Билецкий Проблема коммунистических утопий не в идеях, а в коммунистах неспособных идеи превратить в смыслы своего собственного бытия, и потому ожесточенно отправляющих ради идеи "других" покорять Зияющие Высоты. Любая деятельность одухотворенная задачами (в том числе вспомогательными) творческой самореализации радостный труд. При свободном самовоплощении не имеет значения характер необходимого труда , всякое дело наполнено смыслом и радует ( от уборки собственного нужника, до подготовки грядки или замеса глины). Но, как только появляется принуждение и мытье посуды покажется каторгой.

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2426814620736371>


5)
[Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин
26 сентября ·
"Одна из величайших задач человечества - это победа над слепым материнским инстинктом".
И.Ефремов, "Туманность Андромеды"

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2430941763656990>

Андрей Хорон Константин Фрумкин, ну они бы выяснили экспериментальным путем - прямым и коротким. Британские психоаналитики уже после войны прошли путем косвенным и длинным и всё-таки выяснили, что материнский инстинкт даёт слишком много, а компенсировать его отсутствие в жизни ребенка слишком сложно. На этих открытиях и базируется возврат акушерства к естественным родам с минимизацией воздействия на каждом этапе.

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2430941763656990>

- Но мне невыносима мысль о разлуке с маленьким, моим родным существом, - продолжала поглощенная своими мыслями Низа. - Отдать его на воспитание, едва выкормив!
- Понимаю, но не согласна. - Веда нахмурилась, как будто девушка задела болезненную струнку в ее душе. - Одна из величайших задач человечества - это победа над слепым материнским инстинктом. Понимание, что только коллективное воспитание детей специально отобранными и обученными людьми может создать человека нашего общества. Теперь нет почти безумной, как в древности, материнской любви. Каждая мать знает, что весь мир ласков к ее ребенку. Вот и исчезла инстинктивная любовь волчицы, возникшая из животного страха за свое детище.

Источник http://proxy.flibusta.is/b/421619/read>


6)
[Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин
27 сентября ·
В "Туманности Андромеды" для всех, "кого не удовлетворяла напряженная деятельность Большого Мира, кому не хотелось работать наравне со всеми", предстояло уехать на Остров Забвения где они могли.... заниматься земледелием и скотоводством. Отличный выход. Не хочешь работать - придется пахать.

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2432685536815946>


7)
[Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин
3 октября ·
Много интересного есть у Ефремова, если покопаться. Так, "Торманс", название планеты в "Часе быка" оказывается заимствовано из романа Линдсея "Путешествие к Арктуру" (1920). А Орм, имя председателя Совета звездоплавания в "Туманности Андромеды" оказывается взято из малоизвестной фантастической пьесы Брюсова "Диктатор", в списке действующих лиц которой он характеризуется как "председатель Центро-совета, впоследствии диктатор Земли". Вообще, в этой пьесе Брюсова как раз мы и видим характерные ефремовские короткие имена: Орм, Эрм, Зинн, Кном и т.д.

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2443502119067621>


8)
[Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин
5 октября в 18:34 ·
Вопросы к историкам культуры, литературы и т.п. В 1961 году появилась 3 программа партии, провозгласившая курс на построение коммунизма в 1980 году, тогда в советской культуре началось интенсивное обсуждение темы коммунизма. В какой степени мы можем предположить, что уже в 1950-е годы подготовка программы сопровождались утечками, и вообще какие были предтечи интереса к теме коммунизма до 1961 года? (вопрос отчасти связан с контекстом "Туманности Андромеды" , написанной примерно в 1956 г.)

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2447524698665363>

Sergey Krasikov Ну и про Тендрякова, но это позже, 1964: https://www.rotfront.su/коммунистическое-общество-в-советск/

ROTFRONT.SU
Коммунистическое общество в советской литературе

Коммунистическое общество в советской литературе

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2447524698665363>

Константин Фрумкин Вот страшно любопытный график частотноности использования слова коммунизм в литературе. Из него следует что был совершенно необъяснимый всплеск, равный которому не было ни до ни после примерно в 1945-1952 гг, в "Позднем Сталине". дальше мы видим два пика поменьше: 1959-1964 (от подготовки 3 Программы до свержения Хрущева) и, затем 1976-1983- не знаю чем объяснить. http://search1.ruscorpora.ru/ngram.xml?env=alpha&mode=main&t1=коммунизма&start=1800&end=2010&smoothing=3&query=коммунизма&fbclid=IwAR3Zu8hBkGowCcFek1u72L8W5iHQBU94Q37Q3TBABk2g_8F6Pyqo19-Bl88

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2447524698665363>


9)
[Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин
8 октября в 14:47 ·
Отдельная тема нашей культуры - сопротивление гуманитариев доминированию (интеллектуальному социальному, политическому) - экономической науки. Она (тема) проявляется и в многочисленных трудах Дерлугьяна (который бьет экономистов по голове мир-системным анализом) и в недавно переведенной на русский "Экономической антропологии" Бурдьё, и во всеобщей ненависти российских умников к Высшей школе экономики. К слову, и в "Туманности Андромеды" Ефремова высший орган власти - Совет экономики, ну это понятно - Маркс ведь тоже был экономоцентристом, хотя в его голове экономическая наука была методологически совсем другая.

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2452884301462736>

Alexey Immorta Potapov А можно тезисно обозначить - в каком месте бьет ?

Константин Фрумкин Три дня искал ответ на ваш вопрос- но нашел: https://k-frumkin.livejournal.com/293630.html
K-FRUMKIN.LIVEJOURNAL.COM
"Как устроен этот мир" Г.Дерглугьяна
"Как устроен этот мир" Г.Дерглугьяна

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2452884301462736>


10)
[Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин
16 октября в 18:33 ·
В одном из поздних интервью Бориса Стругацкого, он описывая параметры теоретически возможного светлого будущего, говорит, что это "Мир, в котором человек не знает ничего нужнее, полезнее и СЛАЩЕ творческого труда". Если отбросить "шум пафоса" и вслушаться в эту фразу то она оказывается странно двусмысленной. Собственного говоря, почему же человек не знает ничего слаще (причем- не какой то человек, а любой)? Потому ли что его - в порядке аскетизма - лишили других сладостей? Или потому, что ему так изменили сознание, что он перестал воспринимать что-то другое как более сладкое? Или потому что прекрасный новый мир дает ему очень-очень интересный труд в больших количествах? В текстах Стругацких прямого ответа на это нет, но вот в "Туманность Андромеды" подробно отвечает: и то, и другое, и третье. Аскетизм+воспитание+фронт работ.

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2469621319789034>

Василий Владимирский Да просто все. С точки зрения материалиста творческий труд - единственный ответ смерти. Жизнь для себя - жизнь, которой как бы и не было. Только созидание можно противопоставить великой пустоте - это если с "шумом пафоса". Собственно, идея через все книги Стругацких проходит красной нитью.

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2469621319789034>


11)
[Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин
19 октября в 15:12 ·
Я не знаю (еще пока не знаю) почему Ефремов в "Туманности Андромеды" счел нужнымпосвятить отдельные пассажи полемике с руссоизмом, и даже создал специально для руссоистов отдельный Остров Забвения. Но факт в том что вообще советский просветительский проект хотя несомненно во многом наследовал Просвещению XVIII века, но отличался от него именно полным отсутствием любых, даже реликтовых следов руссоизма. У Ефремова эта очищенность выразилась в тройном отвращении к "старому-естественному" - к дикой природе, древней человеческой истории и эгоистической человеческой природы, это же отвращение мы видим в "Трудно быть богом", и в карикатурном сконцентрированном виде - в экранизации Алексея Германа".

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2475442329206933>


12)
[Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин
29 октября в 17:53 ·
Поскольку я сейчас занимаюсь темой того как "Туманность Анромеды" Ефремова выглядит в контексте классической утопии и советской утопической фантастики, меня конечно поражает эта колонка от технологического предпринимателя, занимающегося разработкой продвинутого навигатора, (ссылка в первом комменте). Все как по нотам - государство занимается повышением потребления людей вместо того чтобы выделять триллионы на научные проекты, и "Решением может быть только одно - постепенное изменение общественного строя, который бы провозгласил верховенство научного знания". Циолковский, Ефремов и ранние Стругацкие ( а сними и Кампанелла) растроганно машут.

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2497110240373475>

Константин Фрумкин https://www.forbes.ru/forbeslife/383661-chelovechestvo-nikogda-eshche-ne-bylo-takim-velichestvennym-i-glupym-odnovremenno

FORBES.RU
«Человечество никогда еще не было таким величественным и глупым…

«Человечество никогда еще не было таким величественным и глупым одновременно». Манифест о борьбе с невежеством | ForbesLife | Forbes.ru

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2497110240373475>

Константин Фрумкин
11 ч. ·
Очень любопытно Ф.Джеймисон пишет про "Туманность Андромеды" и советскую фантастику (пересказываю своими словами): надо признать что кроме культуры запада и третьего мира есть еще специфические артефакты второго мира, на западного читателя они производят странное впечатления простоты и сентиментализма, они созданы в незнакомой обстановке,, лишенной рекламы, избытка информации и "либидинальных мечтаний", читая их, западный читатель чувствует себя горожанином, страдающим бессонницей среди деревенской глуши.

Источник https://www.facebook.com/konstantin.frumkin/posts/2520406094710556>

будущее, Ефремов, утопия, АБС, автор - Фрумкин

Previous post Next post
Up