"Туманность Анромеды" Ефремова в контексте классической утопии и советской утопической фантастики
Jan 22, 2020 14:41
Несколько записей subj из блога Фрумкина в фейсбуке. Там они затеряются, а здесь может быть кому-то пригодятся.
1) [Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин 21 сентября · На выходных решил- наконец-то в сознательном возрасте- перечитать "Туманность Андромеды", Это рай для культуролога и сомнительная находка для читателя- (конечно совмременного). Текст совершенно чудовищный по многим параметром - от наивности до монструозной патетической серьезности. А кое-где видишь и следы консервативной утопии имени князя Щербатова: "Но требование дать каждому всё вызвало необходимость существенно упростить обиход человека. Человек перестал быть рабом вещей, а разработка детальных стандартов позволила создавать любые вещи и машины из сравнительно немногих основных конструктивных элементов подобно тому, как всё великое разнообразие живых организмов строится из небольшого разнообразия клеток, клетка - из белков, белки - из протеинов и т. д. Одно только прекращение невероятной расточительности питания прежних веков обеспечило пищей миллиарды людей." Все таки несмотря на все чудеса техники требуется экономия.
Егор Седов Это нельзя читать, принимая все всерьез. Иван Антонович очень неплохо потроллил идею коммунизма. Причем потроллил так, что его: а) издали; б) общество "Туманности" приняли за некий идеал коммунизма; в) некоторые фанаты коммунизма до сих пор зачитываются... Тогда как на самом деле: а) прекрасно всё - есть и "проработка на партсобраниях", и кровавая гебня в виде Академии чести (??) и права (???); б) существует наказание в форме ссылки в дикие природные условия, а там - выживай, как знаешь; в) с экологией ребятки, тем не менее, очень не дружат - одно лишь уничтожение "ненужных" и "вредных" видов чего стоит; г) нищета повальная, что и есть суть коммунизма; д) уничтожена семья - причем очень похоже (Остров Матерей), что достаточно насильственным методом, и именно ради уничтожения частной жизни; е) есть предсказание чернобылей - судьба планеты Зирда... Да само имечко главного героя - это же троллинг, то ли "доннерветтер", то ли "ветром надуло"... )) А, да, они же даже от чувства юмора сознательно отказались! А люди ли это вообще? (Кстати, сам Иван Антонович в иных произведениях вполне себе это чувство юмора использовал).
2) [Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин 21 сентября · Анализировать представления о коммунизме в таких романах как "Туманность Андромеды" и "Полдень", я бы начал с гипотезы, что не существовало никакой специфической большевистской коммунистической утопии, а был довольно целостный круг идей о "будущем разумном обществе", идущий с XIX века и охватывавший как социалистических авторов ( прежде всего французских), так и большой круг утопистов других окрасов, включая Цииолковского, теософов и федоровцев. Общие мотивы можно встретить в большом массиве футуристической литературы, написанной примерно между 1800 и 1960 годов, от Фурье до Даниила Андреева. Что касается упомянутых романов то они добавили в этот круг рост значимости - даже не науки, науку считал важной уже Фурье, а именно профессии ученых, а в случае с Ефремовым - еще и путешественников (и тут Ефремов стоит рядом с Эрнстом Юнгером).
Sergey Sobolev Были еще всякие дешманские брошюрки для масс, с популяризацией идей коммунизма, типа "Социальный рай на земле" Тотомианца, "Учения утопистов" Устинова, "Россия в 1930 году" Карелина, и т.п. агитки. В них самый сок мечты что в народе проростал, не в первоисточнаках, а в переложениях по босяцки.
3) [Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин 22 сентября Для нас "искренний коммунизм" Ефремова и Стругацких прежде всего является напоминанием о том, что в идейном отношении большевики были лишь малой частью огромного антибуржуазного, антикапиталистического фронта, в который входили в том числе многие противники большевиков, и добрая, если не большая половина русской миграции и например (вспоминаю его потому, что только что вышла его книга) католический философ Мацейна, писавший, что буружуазность есть главный противник христианского духа, и Сергий Булгаков пытасля создать христианско-социалистическую партию, чтобы перехватить у атеистов социалистическую повестку, И на фоне этого единого фронта серьезное идейное сопротивление большевизму была крайне затруднено, если не обессилено (почем так и нервничал Маккарти, прибегая к не вполне характерным для США мерам).
4) [Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин 24 сентября · В чем важнейшее различие таких утопий как у Кампанеллы и Томаса Мора с одной стороны - и у ранних Ефремова и Стругацких? И там и тут общества представляют собой "трудовую общину", труд в них - принудительно или морально - обязателен, но наши писатели ХХ века открыли, что труд еще является источником удовольствия, эйфории, что труд является сам в себе мотивом. И тут конечно у советских писателей проглядывает вообще очень характерное для русской культуры ХХ века смешение- не всегда честное и не всегда непротиворечивое неразличение труда вообще и творческого руда ученых и художников.
Александр Билецкий Проблема коммунистических утопий не в идеях, а в коммунистах неспособных идеи превратить в смыслы своего собственного бытия, и потому ожесточенно отправляющих ради идеи "других" покорять Зияющие Высоты. Любая деятельность одухотворенная задачами (в том числе вспомогательными) творческой самореализации радостный труд. При свободном самовоплощении не имеет значения характер необходимого труда , всякое дело наполнено смыслом и радует ( от уборки собственного нужника, до подготовки грядки или замеса глины). Но, как только появляется принуждение и мытье посуды покажется каторгой.
5) [Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин 26 сентября · "Одна из величайших задач человечества - это победа над слепым материнским инстинктом". И.Ефремов, "Туманность Андромеды"
Андрей Хорон Константин Фрумкин, ну они бы выяснили экспериментальным путем - прямым и коротким. Британские психоаналитики уже после войны прошли путем косвенным и длинным и всё-таки выяснили, что материнский инстинкт даёт слишком много, а компенсировать его отсутствие в жизни ребенка слишком сложно. На этих открытиях и базируется возврат акушерства к естественным родам с минимизацией воздействия на каждом этапе.
- Но мне невыносима мысль о разлуке с маленьким, моим родным существом, - продолжала поглощенная своими мыслями Низа. - Отдать его на воспитание, едва выкормив! - Понимаю, но не согласна. - Веда нахмурилась, как будто девушка задела болезненную струнку в ее душе. - Одна из величайших задач человечества - это победа над слепым материнским инстинктом. Понимание, что только коллективное воспитание детей специально отобранными и обученными людьми может создать человека нашего общества. Теперь нет почти безумной, как в древности, материнской любви. Каждая мать знает, что весь мир ласков к ее ребенку. Вот и исчезла инстинктивная любовь волчицы, возникшая из животного страха за свое детище.
6) [Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин 27 сентября · В "Туманности Андромеды" для всех, "кого не удовлетворяла напряженная деятельность Большого Мира, кому не хотелось работать наравне со всеми", предстояло уехать на Остров Забвения где они могли.... заниматься земледелием и скотоводством. Отличный выход. Не хочешь работать - придется пахать.
7) [Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин 3 октября · Много интересного есть у Ефремова, если покопаться. Так, "Торманс", название планеты в "Часе быка" оказывается заимствовано из романа Линдсея "Путешествие к Арктуру" (1920). А Орм, имя председателя Совета звездоплавания в "Туманности Андромеды" оказывается взято из малоизвестной фантастической пьесы Брюсова "Диктатор", в списке действующих лиц которой он характеризуется как "председатель Центро-совета, впоследствии диктатор Земли". Вообще, в этой пьесе Брюсова как раз мы и видим характерные ефремовские короткие имена: Орм, Эрм, Зинн, Кном и т.д.
8) [Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин 5 октября в 18:34 · Вопросы к историкам культуры, литературы и т.п. В 1961 году появилась 3 программа партии, провозгласившая курс на построение коммунизма в 1980 году, тогда в советской культуре началось интенсивное обсуждение темы коммунизма. В какой степени мы можем предположить, что уже в 1950-е годы подготовка программы сопровождались утечками, и вообще какие были предтечи интереса к теме коммунизма до 1961 года? (вопрос отчасти связан с контекстом "Туманности Андромеды" , написанной примерно в 1956 г.)
9) [Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин 8 октября в 14:47 · Отдельная тема нашей культуры - сопротивление гуманитариев доминированию (интеллектуальному социальному, политическому) - экономической науки. Она (тема) проявляется и в многочисленных трудах Дерлугьяна (который бьет экономистов по голове мир-системным анализом) и в недавно переведенной на русский "Экономической антропологии" Бурдьё, и во всеобщей ненависти российских умников к Высшей школе экономики. К слову, и в "Туманности Андромеды" Ефремова высший орган власти - Совет экономики, ну это понятно - Маркс ведь тоже был экономоцентристом, хотя в его голове экономическая наука была методологически совсем другая.
10) [Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин 16 октября в 18:33 · В одном из поздних интервью Бориса Стругацкого, он описывая параметры теоретически возможного светлого будущего, говорит, что это "Мир, в котором человек не знает ничего нужнее, полезнее и СЛАЩЕ творческого труда". Если отбросить "шум пафоса" и вслушаться в эту фразу то она оказывается странно двусмысленной. Собственного говоря, почему же человек не знает ничего слаще (причем- не какой то человек, а любой)? Потому ли что его - в порядке аскетизма - лишили других сладостей? Или потому, что ему так изменили сознание, что он перестал воспринимать что-то другое как более сладкое? Или потому что прекрасный новый мир дает ему очень-очень интересный труд в больших количествах? В текстах Стругацких прямого ответа на это нет, но вот в "Туманность Андромеды" подробно отвечает: и то, и другое, и третье. Аскетизм+воспитание+фронт работ.
Василий Владимирский Да просто все. С точки зрения материалиста творческий труд - единственный ответ смерти. Жизнь для себя - жизнь, которой как бы и не было. Только созидание можно противопоставить великой пустоте - это если с "шумом пафоса". Собственно, идея через все книги Стругацких проходит красной нитью.
11) [Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин 19 октября в 15:12 · Я не знаю (еще пока не знаю) почему Ефремов в "Туманности Андромеды" счел нужнымпосвятить отдельные пассажи полемике с руссоизмом, и даже создал специально для руссоистов отдельный Остров Забвения. Но факт в том что вообще советский просветительский проект хотя несомненно во многом наследовал Просвещению XVIII века, но отличался от него именно полным отсутствием любых, даже реликтовых следов руссоизма. У Ефремова эта очищенность выразилась в тройном отвращении к "старому-естественному" - к дикой природе, древней человеческой истории и эгоистической человеческой природы, это же отвращение мы видим в "Трудно быть богом", и в карикатурном сконцентрированном виде - в экранизации Алексея Германа".
12) [Spoiler (click to open)]Константин Фрумкин 29 октября в 17:53 · Поскольку я сейчас занимаюсь темой того как "Туманность Анромеды" Ефремова выглядит в контексте классической утопии и советской утопической фантастики, меня конечно поражает эта колонка от технологического предпринимателя, занимающегося разработкой продвинутого навигатора, (ссылка в первом комменте). Все как по нотам - государство занимается повышением потребления людей вместо того чтобы выделять триллионы на научные проекты, и "Решением может быть только одно - постепенное изменение общественного строя, который бы провозгласил верховенство научного знания". Циолковский, Ефремов и ранние Стругацкие ( а сними и Кампанелла) растроганно машут.
Константин Фрумкин 11 ч. · Очень любопытно Ф.Джеймисон пишет про "Туманность Андромеды" и советскую фантастику (пересказываю своими словами): надо признать что кроме культуры запада и третьего мира есть еще специфические артефакты второго мира, на западного читателя они производят странное впечатления простоты и сентиментализма, они созданы в незнакомой обстановке,, лишенной рекламы, избытка информации и "либидинальных мечтаний", читая их, западный читатель чувствует себя горожанином, страдающим бессонницей среди деревенской глуши.