Не ВТВ, а СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Feb 13, 2014 22:14

В комментариях в моём блоге к постингу понимание произведений Стругацких fan_d_or устролил грандиозную провокацию: ВСЕ ДЕТИ МИРА ПОЛУДНЯ - СИРОТЫ!!! Но, правда, извинился: Сорри, если кого зацепило за живое - это нарочно...

Чтобы добро не пропадало, перенесу комменты сюда (исключив не относящиеся к теме этого постинга моменты).



fan_d_or 12 февраля 2014, 01:54:55

Теперь о том, чего никогда не принимал - даже в самом нежном возрасте.

Идея "воспитания" для меня ВСЕГДА была "легендой прикрытия" (или маскирующим туманом) над ощущением элементарной темы сиротства.

Специально напишу самыми большими буквами:

ВСЕ ДЕТИ МИРА ПОЛУДНЯ - СИРОТЫ!!!

Все попытки АБС выстроить "совершенную систему воспитания" - это чистой воды спекуляция. Абсолютно нежизнеспособная - но крайне удобная именно их как бы противнику, т.е. Тоталитарной Системе.

Возможно, именно эта часть замеса сделала их всё же публикуемыми тогда...

Готов ответить за базар и по этой части - хотя сразу предупреждаю об ответственности: не бросайте жука в муравейник: куколок придётся аварийно эвакуировать. Не иначе...

"Вертикальный прогресс", "людены" - продолжение той же спекуляции на следующем философско-интеллектуальном витке, нечувствительно маскирующие всё ту же тему отрыва от корней. Фрейдовская попытка самооправдания...

Сорри, если кого зацепило за живое - это нарочно...


umklaydet1  12 февраля 2014, 09:53:57

Спасибо! Вы заставили меня подумать... Вопросы:
3. Где Вы видели сиротство в Мире Полудня? Разве что описанные в ЖВМ подкидыши... Или Вы это от впечатления прочитанных споров о системе интернатов в Мире Полудня (там половина притянута за уши)?
4. "Высшая теория воспитания" - это единственное, что необходимо человечеству, чтобы стать Миром Полудня. И рано или поздно человечество ее создаст. Ему просто деваться некуда больше.
5. "Вертикальный прогресс" и "людены" - это "шок, случившийся с человечеством". Главное тут не людены, а как раз реакция человечества. Людены... Странники... какая разница?


fan_d_or 12 февраля 2014, 11:46:03

>> 3. Где Вы видели сиротство в Мире Полудня? Разве что описанные в ЖВМ подкидыши... Или Вы это от впечатления прочитанных споров о системе интернатов в Мире Полудня (там половина притянута за уши)?

Система воспитания по АБС, построена на отчуждении нового поколения от родителей. Отчуждении полном, безоговорочном и необсуждаемом. Безальтернативном.

Других вариантов они не рассматривают.

Ребенка без родителей принято именовать сиротой.

>> 4. "Высшая теория воспитания" - это единственное, что необходимо человечеству, чтобы стать Миром Полудня. И рано или поздно человечество ее создаст. Ему просто деваться некуда больше.

5. "Вертикальный прогресс" и "людены" - это "шок, случившийся с человечеством". Главное тут не людены, а как раз реакция человечества. Людены... Странники... какая разница?

На эти тезисы я попытаюсь ответить в других своих постах.
оставайтесь с нами! (с)...
;-)
Всё вместе взятое - есть проекция


umklaydet1  12 февраля 2014, 12:11:43

"Не ощущаю необходимости разделять."
Я же писала о подсвечивании с разных сторон. Один человек так не может (если только он не шизофреник).

"Система воспитания по АБС, построена на отчуждении нового поколения от родителей".
Где Вы это увидели? Вернее, многого Вы не увидели. Тойво, который каждый день звонит матери... Аньюдинский интернат? Вопрос, с каких лет принимают в космолетчики, Лин спрашивает у отца, а Полли подговаривает своего младшего брата спросить... Где тут разрушение семьи?
Вы знаете, сколько сейчас статистически родитель в день уделяет внимания ребенку (не младенцу)? 17 минут, кажется... Остальное время - забота о ребенке (заработать на еду, одежду, кров этому ребенку; постирать-выгладить, купить и накормить), но никак не общение с ребенком.
Мамы-папы есть и Мире Полудня, но заботу о физическом благополучии ребенка взяло на себя все человечество, а мамы-папы - общаются, подарки дарят, воспитывают своим примером...

Если захотите пообсуждать еще - пожалуйста. Не забывайте только мне ссылочку на свой пост отправить.


fan_d_or  12 февраля 2014, 14:47:52

Прежде, чем переходить к критике взглядов АБС (и их последователей в этом вопросе) на проблему "next generation" (включающую и взаимоотношения НП (нового поколения) с традиционным социумом, и формирование НП), считаю необходимым в отдельном посте, а значит компактно, изложить свои текущие пресуппозиции, формирующие моё отношение к теме, как в целом, так и в частностях.

Сразу скажу, что позиция моя в своей основе эмоционально-интуитивная, а не рациональная. Это значит, что нижеследующие рациональные аргументы не являются источником моей позиции, а всего лишь найденные (с немалым трудом) факты, объясняющие мне мои первичные ощущения. Мной управляет интуит, а рационал у него на подхвате.

На языке транзактного анализа это звучит так: основу моей сущности составляет Ребёнок, а Взрослого устраивает такой порядок вещей и он с удовольствием и пользой сотрудничает.

Транзактный анализ им. Эрика Бёрна вообще находится в эпицентре означенной темы - точней, та часть ТА, которая называется скрипт-анализом (сценарным анализом).

Напомню, что скрипт-аналитики рассматривают всю судьбу человеческую (самореализацию субъекта в социуме), как реализацию первичного "родительского завещания" - например, отношение к миру в целом задаётся первичной экзистенциальной матрицей - "Я - ОК, ТЫ - ОК" (матрица победителя) или, может быть, "Я - не ОК, ТЫ - ОК" (матрица неудачника). И т.д.
Подробности - см. тут: http://www.i-ta.ru/downloads/11.doc, http://www.i-ta.ru/library/

Классический ТА относит процесс формирования первичных убеждений (включая Родительский Завет) на период раннего детства - не слишком уточняя сроки и форматы.

В дальнейшем пресловутая процедура "воспитания" - от 5 до 15 - всего лишь дополняет первичную матрицу (ПМ). Наращивает мясо на костяк.
Сама же ПМ служит фильтром - и принимает лишь те дополнения и расширения, которые не противоречат Первому Закону... э... первичному завету.
Моя позиция, основанная на вышеизложенных принципах ТА, заключается в усугублении императивного характера ПМ - я убеждён, что ПМ формируется в до-вербальной (!) фазе развития методом импринтного впечатывания (прямая печать образа без критики и обратной связи).

Импринтный характер обеспечивает приоритетность приобретённых императивов (полученных "по-месту") на уровне генетических императивов - фактически, на уровне инстинкта самосохранения, инстинкта продолжения рода и т.п.

До-вербальность процедуры первичного импринта ведёт к формированию первичной матрицы в невербализованном виде - из-за чего сама ПМ чрезвычайно малодоступна на уровне рационального самоанализа, базирующегося исключительно на лингве - и значит унаследовавшей логику и этику социума (со всеми их запретами и фигурами умолчания).

Источником ПМ я считаю психику матери - в период внутриутробного вынашивания и некоторое время после рождения мать находится с ребёнком в особом сверхмощном психоэмоциональном контакте (раппорте). Вот через этот фантастический раппорт мать "впрыскивает" в своего ребёнка своё подсознание. Подчеркну - именно подсознание, а не рационализированное сознание.

А подсознание матери - коктейль из императивов своего собственного ПМ и императивов Коллективного Бессознательного.
Таким образом, НП (новое поколение) получает часть архаических родовых знаний, дополненные актуальными поправками из нового, но сильно усреднённого опыта социума в целом.

Этот механизм родился у приматов (в той версии, которая досталась хомосапу) на довербальном уровне эволюции биовида - по моему разумению, именно такой механизм передачи жизненного опыта позволил приматам пойти в отрыв и обеспечил беспрецедентную приспособляемость хомосапа, выживающего теперь и в межпланетном пространстве.

Как видим, доля влияния, остающаяся для Теории Высокого Воспитания не превышает единиц процентов...


umklaydet1  12 февраля 2014, 14:56:49

Вашу теорию понять трудно, но можно.
Я бы проще сказала так: воспитание ребенка - это не ломание об колено его психики и его сознания. Это выявление в ребенке позитивного начала и негативного начала. А затем - полное раскрытие позитивного и притушивание негативного.


fan_d_or  12 февраля 2014, 15:20:21

А судьи то кто?

ХИНТ: переводя с "воспитательского" на "психологический" - вас интересует только формирование правильной с вашей точки зрения этики. При этом, вы допускаете манипулирование для снижения возникающего при этом напряжения.

Сам же факт конфликта натуры с напяливаемой на неё этической смирительной рубашкой вами считается неизбежным - вопрос только в энергетике процесса надевания...

ИТОГ: ваша позиция заведомо доминирующая - иного не предполагается.

Куда едем дальше?


vchernik  12 февраля 2014, 15:35:09

>>Куда едем дальше?

А действительно, куда?
Сам факт наличия "воспитательского" процесса воспринимается как посягательство на "свободу". Остаётся задать последний вопрос: а имеют ли право родители рожать?


fan_d_or 12 февраля 2014, 16:14:31

Для нахождения ответа следует осознать, что традиционная этика сугубо односторонна - "не убий", к примеру...

Но когда этический императив воспроизводится к примеру в виде отказа от выполнения воинской обязанности - социум остро недоволен.

И так - с любым императивом. Не библейским - но живым, актуальным здесь-и-сейчас.

Причина в том, что конечный продукт - социализация субъекта - обеспечивается совокупностью императивов, а вовсе не единственно "правильной" этикой, которая сама по себе бессмысленна. И потому беспощадна...

Так давайте управлять именно социализацией - воспринимая её, как цельный и неделимый процесс. И называя вещи своими именами - не "обучение", а именно СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Не "воспитание" - а СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Социализация - в первую очередь производимая в интересах социума, и лишь во вторую - в интересах субъекта.

А для правильной социализации требуется адекватная модель всего процесса - прежде всего, модель адекватно социализированной личности.

Модель - это контрольный прибор: внести в модель наблюдаемое у субъекта отклонение - и проэкспериментировать в виртуале, подбирая корректирующие воздействия.

А до появления такой модели, признавать "воспитательскую" практику практикой шаманской.

ХИНТ: Теория Высокого Воспитания - в том виде, в котором она существует в литературном наследии АБС и их последователей - именно такая шаманщина.
Ни одного реального аспекта проблемы не вскрыто ни в одном случае - всё описываемое является сублимацией педагогики коммунизма в трактовке первой половины ХХ века.
Воплощение опыта Макаренко на новом витке...

ХИНТ: проблема социализации - это проблема прежде всего биологическая. Точней, этологическая.
Для понимания сущности социализации необходимо учесть такие феномены, как механизм самосборки социумов на основе рангового доминирования - ранговое доминирование есть ЕДИНСТВЕННЫЙ механизм, по которому любой социум может функционировать. Иного просто не дано - психика хомосапа есть прежде всего социальный автомат с детерминированными ответами на запросы окружающей среды. А вовсе не "рождённое для свободы" богоподобное существо.

Более 90% обитателей социума чувствует себя спокойно только при наличии "крыши" - социальных доминант прямо непосредственно над собой (мать, начальник, командир, бандит-защитник, власть). Они неспособны жить ВНЕ социума - они не могут не делать КУ перед красными штанами или жёлтыми мигалками.

ХИНТ: другая компонента социализации - манипулятивные игры им. Э.Бёрна.
Манипулятивность - это не атавизм и не мутация. Манипулятивные отношения - это ОСНОВНОЙ механизм взаимодействия членов социума.
Это природная данность - неустранимая в обозримой перспективе.

Сейчас эта сторона процесса сформирована совершенно стихийно - вопреки всем педагогическим теориям, включая ТВВ.

Без теории манипулятивных игр ТВВ никогда не переёдёт из статуса химеры в статус практической системы.


umklaydet1  12 февраля 2014, 17:05:27

Хотелось бы заметить вот что. Стругацкие НИКОГДА не говорили, что они придумали ТВВ. Если бы они ее придумали - они были бы великими педагогами. Они только осознали ее необходимость и постарались донести эту необходимость нам.
Мне кажется, в данном случае обсуждать достоинства и недостатки ТВВ - то же самое, что обсуждать затраты энергии в случае нуль-транспортировки.

"Теория Высокого Воспитания - в том виде, в котором она существует в литературном наследии АБС и их последователей - именно такая шаманщина".
Во-первых, давайте отделим последователей от самих АБС. Во-вторых, пример ТВВ мы можем видеть только из главы "Злоумышленники" да из воспоминаний Абалкина. То есть собственно воспитания там не показывают. Лишь внешний кусочек жизни четверки Аньюдинского интерната - да и то урывками.

А уж как практическую систему строить - тут я вообще пас. Хотя в дипломе моем и значится "биолог, преподаватель биологии и химии"...
Но специалистам, могущим это обдумывать и теоретизировать по этому поводу, - буду аплодировать.


vitus_wagner  12 февраля 2014, 17:38:55

А тут в сообществе 2academy недавно как раз был пост xorxoy про то что ранговое доминирование - не единственный, а один из двух механизмов, которым могут функционировать социумы у Homo Sapiens.


fan_d_or 12 февраля 2014, 17:58:24

Я использую теорию доминирования, очень сильно отличающуюся от общепринятых ныне в социуме взглядов (в том числе и в этологическом сообществе).

[Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:]_____________________________________________
Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:
2 Академия, Марсианский трактор, Мир Полдня, Школа Полдня, ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ. + оЗадачник:

Запах свежего хлеба делает человека добрее
Не ходите дети на Луну гулять, или Страшилки космической эры
Справочник по коммунам, общинам, кооперативам
Плюсы и минусы домашнего образования в TV-передаче "Другие"
Политические ориентиры западной футурологии
белый медведь в пустыне в одной тапочке на две ноги

ВТВ, социализация, коммент - fan_d_or

Previous post Next post
Up