12 марта The Financial Times сообщила, что Еврокомиссия поддержала отказ Евратома утвердить пункт сделки "об использовании ядерного топлива исключительно российского производства". "Решение, детали которого сохранены в секрете, было принято на заседании коллегии Еврокомиссии с участием всех 28 еврокомиссаров", - отмечает FT, а это "блокирует весь проект расширения АЭС".
В ответ Представитель правительства Венгрии
Золтан Ковач заявил, что согласования, которые идут по российско-венгерскому атомному проекту (с Евратомом), ни в какой мере не блокируют проект и не имеют никакого воздействия на договор об инвестициях, который вступил в силу 1 января 2015 г.
В отношении же поставки топлива, Ковач сообщил: "По нашим ожиданиям, после интенсивных согласований договор о поставке топлива в течение нескольких недель обретет окончательную форму с учетом замечаний Евратома".
По его словам, "вышесказанное делает однозначным то, что информация газеты The Financial Times является ложной и вводит полностью в заблуждение".
Руководитель отдела внешней политики венгерской газеты Magyar Nemzet
Габор Штир, высказал аналогичное мнение в ответ на появившуюся в газете Financial Times информацию о блокировке контракта между РФ и Венгрией объемом 12 млрд евро на строительство двух блоков АЭС "Пакш": "Не в первый раз мы чувствуем, что Запад оказывает давление на этот проект, большое удивление вызвал материал, опубликованный в газете Financial Times, потому что венгерская сторона еще перед подписанием договора с РФ согласовывала все его детали с Брюсселем. Это безусловно политическое давление как на Россию, так и на Венгрию".
По его мнению, Евратом, "выражая политически ангажированную позицию об энергетической зависимости от России, может как-то повлиять именно на топливную составляющую общего соглашения". Однако тут Штир сохраняет оптимизм и высказывается, что "переговоры продолжаются и еще рано что-либо говорить. Да и топливо будет поставляться на станцию еще через минимум 6 лет, до этой поры венгерские атомщики при содействии России найдут решение".
В Брюсселе также опровергли информацию британского издания Financial Times о том, что Евросоюз заблокировал атомную сделку между Будапештом и Москвой. Еврокомиссия не накладывала вето на проект в целом, а лишь возразила против договоров о поставках тепловыделяющих элементов (твэлов) для ядерных реакторов, сообщило информагентство dpa в пятницу, 13 марта.
Газета The Financial Times не в первый раз неаккуратно преподносит информацию по проекту строительства АЭС «Пакш». В конце февраля 2015 г.
The Financial Times со ссылкой на свои источники также сообщала, что Еврокомиссия изучает правомерность документов по строительству пятого и шестого блоков АЭС "Пакш", что в Брюсселе вызвало подозрение, что некоторые детали документов носят закрытый характер по соображениям национальной безопасности. Кроме того, антимонопольная служба якобы обратила внимание на то, что контракт на достройку АЭС Венгрия заключила с Россией без предварительного тендера.
Компания, проводимая The Financial Time направленная против сотрудничества Венгрии и России в атомной сфере, по моему мнению, имеет несколько целей:
- направить контролирующим органам ЕС меседж, что им следует делать в текущей ситуации: запретить поставку российского топлива под новый реактор;
- подготовить европейское сообщество к возможному принятию регуляторами ЕС в некотором смысле «неправового» запрета на поставки российского топлива;
- поддержать намечающуюся тенденцию на замену поставок российских топливных сборок на сборки американской компании Westinghouse, которая как Вы помните разворачивает активную деятельность на Украине поставляя «неродное» и нерекомендуемое даже украинскими специалистами топливо в атомные блоки российской конструкции. Кстати Westinghouse под слова Украины о необходимости диверсификации топлива (т.е. распределения в некоторых долях между различными поставщиками) заявляет, что станет монопольным поставщиком топлива под АЭС Украины:
Президент Westinghouse Дэнни Родерик в интервью украинским СМИ заявил, что "В ближайшей перспективе, думаю, что мы найдём возможность поставить такое количество топлива. В долгосрочной перспективе, если нам "Энергоатом" скажет, что хочет полностью перейти на поставки нашего топлива на все энергоблоки или если какие-то другие компании захотят топливо для примерно 20 блоков водо-водяного энергетического реактора (реакторы российской разработки), то наверняка мы найдем такою возможность на наших производственных мощностях в Европе и мире… Как крупнейшая топливная компания в мире мы бы хотели получить столько бизнеса, сколько это возможно".
- настроить своих читателей против позиции руководства Венгрии в ситуации со строительством АЭС «Пакш», выставляя ситуацию в негативном свете и демонстрируя бесперспективность сотрудничества с Россией.
На сколько действенной является такая информационная война вокруг «Пакш» и какую активность проявят, те, кому The Financial Time посылает свои сигналы, покажет время.