Авторы, о которых не говорили ни в школе, ни друзья, ни пресловутый телевизор, порой оказываются совершенно скрытыми от неопытного читателя. Вы скажете, что просто надо искать. Конечно надо искать, но что-то в силу обстоятельств ты можешь найти сам, а что-то совсем не попадется на глаза. А ведь классика мировой литературы богата и многогранна, и рекламы ей нет никакой в современном мире. Вот гамбургеры сейчас рекламируют почти на каждом столбе, а хорошие книги - нет, только современное бульварное чтиво или какое-нибудь фэнтези. И посоветовать хорошие книги может далеко не каждый знакомый, ибо «времени их читать нет», только на легкие немножечко времени остается.
Но иногда чудеса происходят, и ты встречаешься с необыкновенным автором и его произведениями. Так однажды я повстречалась с творчеством Томаса Манна (немецкий писатель, 1875-1955), но сейчас я хотела рассказать не о нем, так как даже не знаю, как к этому подступиться, а о другом своем недавнем открытии - о Бертольте Брехте (немецкий писатель и поэт, 1898-1956).
Сразу хочу внести ясность, что, восхищаясь тут двумя немецкими писателями, я совсем не хочу как-то возвышать их над писателями русскими и выделяю их только, потому, что узнала о них совсем недавно, нежданно-негаданно и была очень поражена не только произведениями Манна и Брехта, но и тем, как мало они сейчас известны читателям. А ведь они в своих произведениях раскрывают и поддерживают многое из того, о чем писали наши великие русские писатели: о любви к человеку, о глубине его страданий и о величие его сил и возможностей.
А началось мое знакомство с Брехтом с поразившей меня пьесы-параболе «Добрый человек из Сезуана» (к названию Сезуан привыкли наши читатели еще с первого перевода пьесы в 1952 г., хотя, наверное, более верный перевод названия города - Сычуань, китайское название, да и все его герои носят китайские имена). Пару слов скажу о двух примечательных для меня особенностях пьесы.
Первая может быть коротко обозначена как неожиданный и захватывающий сюжет, а вторая - воодушевляющий эффект от прочтения, связанный, вероятно, с особым отношением автора к героям.
Сюжет пьесы хочется охарактеризовать каким-нибудь хитрым словом: только привыкаешь к одной линии и уже начинаешь мысленно продолжать ее, как все изменяется! И приходится перестраиваться к другой логике сюжета. И вот только начинаешь привыкать к ней, а тут снова изменения! В общем, я не смогла оторваться, пока не дочитала пьесу до конца. Начинается она с того, что в город как-бы проездом попали боги (настоящие они или нет - решайте сами), но саму историю разворачивают исключительно люди - добрый человек и окружающие его горожане - и все они из самого обычного города. И в рамках этой жизненной истории автор ставит перед читателями сложный вопрос: может ли человек все время быть добрым и может ли он, оставаясь все время добрым, помочь себе и другим людям? Подробнее пересказывать сюжет боюсь - Вам будет не интересно читать.
В общем, тем, кто еще не знакомы с Бертольтом Брехтом - говорю: «Поскорее знакомьтесь!» Читайте, думайте, о чем эта пьеса и зачем она. А те, кто уже знакомы - поделитесь впечатлениями, очень интересно. Может быть, получится обсудить, сравнить с реальной жизнью и реальными людьми.