Сегодняшняя
новость о высказывании Westinghouse против строительства чешского завода по фабрикации топлива поначалу вызвала у меня удивление. Но... потом появилось одно предположение, почему такое возможно. Выношу на суд читателей.
В конце 2014 года в Чехии шли разговоры об обновлении энергетической стратегии. И на обсуждение были вынесены соответствующие документы. Помимо планов строительства новых атомных блоков, которые муссируются в республике уже давно, было выдвинуто предположение о целесообразности строительства собственного топливного завода в Чехии.
Гендиректор Института ядерных исследований чешского города Ржежа Карел Кржижек поясняет: "Речь идёт о так называемой фабрикации топлива, это означает - сборке топлива. Где-то за рубежом были бы произведены таблетки из обогащённого оксида урана, их привезли бы сюда, а здесь мы бы их уже вставляли в топливные стержни и кассеты".
Далее Кржижек говорит, что такой завод будет экономически выгодным, если его продукция будет поставляться не только на внутренний рынок, но и на внешний. Вспомним, что внутренний рынок Чехии - это шесть ректоров российской разработки - ВВЭР, следовательно, внешним рынком для продукции такого завода являются страны, в которых также работают ВВЭР.
По мнению эксперта в области атомной энергетики, Радека Шкоды, для чешского завода по фабрикации топлива "единственным шансом было бы, если бы он обеспечивал топливом также Словакию, Венгрию, Болгарию и Украину, это означает, что работал бы для российских реакторов. Западные рынки, например, Франция и Германия уже разобраны".
Поначалу мне казалось, что вытеснение с рынка российской компании, поставляющей топливо на европейские ВВЭР, дочки Росатома - ТВЭЛ, является голубой мечтой компании Westinghouse. Поэтому высказывание представителя этой компании в Чехии относительно строительства завода посчитала несколько странным: "Долговременные надёжные поставки ядерного топлива можно легко обеспечить за счёт сотрудничества с альтернативными поставщиками, что является обычной практикой во всём мире. Иные решения в Чешской республике могли бы привести к продлению существующей монополии, а Чехия могла бы стать закрытым рынком". Однако поразмыслив над заявлением, становится понятно, что за словами "альтернативный поставщик" скрывается сам Westinghouse, которому конечно не хочется, что бы Чехия стала закрытым рынком, а хочется возобновить поставки собственного топлива на чешские АЭС.
Westinghouse совсем не смущает, что применение его топливных сборок для ВВЭР, построенных в Чехии, было несколько лет назад признано неэффективным, и страна вернулась к российской продукции. Ведь теперь у американской компании есть экспериментальная площадка на территории Украины, где можно опытным путем дорабатывать свои сборки под ВВЭР (
подробнее читайте здесь). Поэтому-то американский фабрикатор и высказывается против чешского завода. Ведь хочет он не просто вытеснения ТВЭЛ с рынка европейских стран, эксплуатирующих ВВЭР, ведущую и незаменимую роль на котором компания ТВЭЛ неоднократно подтверждала. А хочет Westinghouse тотального захвата рынка топлива для построенных по всему миру российских АЭС.