Дворец культуры в Тыргу Муреш, Румыния. Часть 2.

Jan 30, 2014 21:47


Часть 1 см. здесь.
Итак, Витражный (или Зеркальный) зал. 10 великолепных витражных композиций, расположенных на одной стене. Они сгруппированы по три и четыре, каждый витраж делится на три секции дубовыми панелями. Шесть витражей - идиллические картины крестьянской жизни секеев, четыре - сюжетные композиции на тему народных трансильванских баллад. Интересно, что главные герои этих баллад - женщины: Илона Будаи, Шара Шоламон, Прекрасная Юлия и Кота Кадар. Впрочем, такой выбор в эпоху ар-нуво вовсе не удивителен.



Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-105 f/4L IS USM.


Витражи я сняла не так подробно, как хотелось бы. Напомню расположение первых трех витражей:


Прообразы этих витражей можно увидеть в иллюстрациях Эде Виганда к книге "Однажды, давным-давно..."".


Сцены сельской жизни были важны для "венгерских прерафаэлитов" не только в контексте обращения к идеалам прошлого, но и как один из мотивов толстовства (Толстой был одним из любимых мыслителей в общине Гёдёллё).



Насколько я понимаю, сцены крестьянского быта придуманы Тороцкай-Вигандом, а рисунки к балладам - Шандором Надь, который был, пожалуй, наиболее искусным иллюстратором из всех художников колонии в Гёдёллё. По балладам отсылаю к книге кембриджского профессора "Венгерские классические баллады и их фольклор" (на английском, можно почитать в Google Books). А также советую ознакомиться с замечательным вольным пересказом двух баллад в исполнении моего друга alexjourba ( про Илону, про "Катю" Кадар).

Девица Шара Шоламон крупным планом:


Утопленница Кота Кадар и ее благородный возлюбленный:


Быть им вместе на земле не суждено, только в раю они соединятся...


Прекрасная "мудрая дева" Юлия:


В балладе переплелись христианские и языческие образы...


Растительные мотивы:


Три заключительные композиции - на тему секейского мифа о младшем сыне Аттилы по прозвищу Чаба, который считается покровителем трансильванских венгров ("Чаба" в переводе - "пастух, пастырь", реальное имя - Ирнак). Легенда о таком "пастыре народов" уходит далеко в глубь веков, вплоть до шумеров...



Мать Чабы по имени Рéка нянчит его в колыбели, а звёзды наполняют будущего вождя небесной силой:


Праматерь секеев крупным планом:


А здесь мы видим уже надгробие Рéки (также встречается другое написание ее имени - Рекана, Рика):


В зале есть еще пара витражей, но сюжетная их часть совсем маленькая:


Как я уже писала, зал с обеих сторон "продолжается" в зазеркалье.


Буколические сцены над зеркалами рисовал Тибор Пойя - венгерский живописец и график,
член известного художественного объединения в Кечкемете.


В Доме венгров (как еще называют Дворец культуры) есть еще небольшой музей истории города,
(в частности, там хранятся личные вещи мэра Гёрдя Бернади).


Но все показать невозможно, ограничусь витражами.


Растительный и геометрический орнамент. Портрет императора Франца-Иосифа.



Портреты трансильванских князей Ференца II Ракоци и уже упоминавшегося Бетлена Габора:


А это государственные деятели XIX века - Ференц Деак и Лайош Кошут:


Ангелы, держащие корону св.Стефана (Иштвана) и герб Венгрии:


Лестничные пролеты украшены витражами композиторов.
Это вот Ференц Эркель:


Помимо Большого концертного зала, во Дворце есть и Малый.
Здесь проводятся различные выступления и конференции.


Светильники в том же стиле, что и главная люстра Большого зала.


Великолепные, правда?


Наконец, последний этаж.


Здесь расположена Художественная галерея, по ней я уже совсем бегом прошлась,
между тем коллекция галереи стоит того, чтобы уделить ей больше времени...

Второй бюст Бетховена (вернее, первый по времени создания) - мраморный:


Из окон художественной галереи можно рассмотреть черепицу соседней Префектуры:


Черепицы действительно напоминают рыбьи чешуйки:


Последний кадр - здание Префектуры, перед ним во дворике установлена копия Капитолийской волчицы как символ романского происхождения, на который претендуют румыны.



Если вы дочитали досюда, прокомментируйте, пожалуйста. На создание таких постов уходит куча времени (венгерский и румынский языки я вообще-то не учила, пришлось походу разбираться), а психологической отдачи никакой. Фотографирую я прежде всего для себя, но рассказываю о том, что узнала, для вас, мои невидимые друзья. Так и задумаешься об ошибках маркетинга LiveJournal - ей-богу, вместо дурацких жетонов и проплаченных рекламных постов они могли бы ввести платную подписку на журналы с эксклюзивным содержанием, как у меня. Толку было бы больше...

photo, excursion, targu mures, fresco, art, romania, vetrata, architecture

Previous post Next post
Up