Обезьянник. - Окончание про Московский Зу.

Nov 17, 2006 13:44

В общем, вот быстрое окончание рассказа про во-вторниковое сбегание с работы в зоопарк.

От "горы страшных диких хищников" и круглого носа бедняжки, мечтавшей пообщаться со львом, я быстро упрыгал вдоль опустевшего холодного африканского выгула в обезьянник. Там - было несколько удивлений. Вот таких:

1. Меня буквально ПОРАЗИЛА чистота в обезьяннике и абсолютное отстуствие какого бы то ни было "аромата". Вообще ничем не пахло, кроме слабого запаха теплого сухого бетона и холодных сырых людей. В клетках - словно в лаборатории юной химички-аспирантки, работающей на обожаемого профессора. Ни крошки, ни какашки. А ведь обезьяны - существа совершенно некультурные. Какают, куда хотят, это вам не кошки и не мышки. Да еще потом своими испражнениями норовят в зрителей кинуть, чтобы весело было! - Ан нет, нечем! Наверное, я пришел сразу после уборки. :-)

2. Порадовали просто прекрасные помещения для самых маленьких обезьянок мира - игрунок и тамаринов. Размеры клеток таковы, что двум семьям этих крошек ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ НАДО БОЛЬШЕ. - В дикой природе территория этих созданий иногда может быть даже меньше, чем вольер 6х6х6 метров, в котором они живут в Московском Зо. Так мало того, что сам вольер большой - там много живых растений! Не джунгли, кончено, но огромные зеленые листья фикусов и монстер на фоне мезоамериканских барельефов - это красиво. И там стоят мощные "солнечные" лампы. В общем, не знаю каково мнение самих обитателей вольера, но на мой вкус - здорово.

3. Как всегда, приятно выглядит вольер с парой черноруких гиббонов. Подозреваю, что он мал для них. Во всяком случае, в высоту и с точки зрения возможностей для полетов между ветвями - точно мал. Но вольер сам по себе - самый большой из всех помещений обезьянника. Длинный. И там тоже много живых цветов. Места для гиббонов и тамаринов - это единственные помещения, где обезьян содержат вместе с живыми растениями. У гиббонов тонкий вкус, и они не разрушители по натуре, в отличие от всех своих родственников. Поэтому обгрызать и ломать малосъедобные юкки и всякие остальные колючки они не намерены. Вот потому у них и живая зелень стоит. Другим обезьянам стоило бы поучиться у гиббонов, чтобы не сидеть на голом бетоне и не играть с пластмассовыми ведрами вместо веток живых деревьев.
НО - в московском зоо гиббоны ОЧЕНЬ пассивны. В отличие от нищего и тесного, ужасающего по виду питерского зоопарка, где эти изящные акробаты ПОСТОЯННО летают с полки на полку и по решеткам, да еще и размножаются хорошо - в Москве они просто сидят. Почти неподвижно, на одном месте. И далеко друг от друга. Не благополучная пара, мне кажется... Что-то у них в семье не ладится.

4. Очень понравились черно-белые гверецы. Пусть они считаются самыми глупыми среди всех узконосых обезьян мира. Пусть у них самый маленький объем мозга и они хуже всех приматов учатся. Но КАК ЖЕ ОНИ КРАСИВЫ... И главное - они подвижные! Детишки в развевающихся белых накидках поверх угольно-черной основной шубки бегают по всей клетке, по веревкам, по качелами, по мамам, папам и тетям и друг по другу. Висят на длиннющем мамином хвосте, запихивают свой собственный хвост в нос к маме и паме, потом тянут их за роскошные белые плащи. И все в таком духе. Пусть не умные. Зато красивые. :-)))))

5. Силены, конечно, интересные создания. Единственная действительно элегантная макака мира. Нет ни одного силена, у которого бы обнаружились типичные для других видов макак уродливые черты внешности - огромное раздутое брюхо, отвисшие красные, как помидоры, мозоли на заду, кривые и короткие ноги, лысая шкура с выпавшей шерстью. - Ничего подобного у львинохвостых макаков-силенов нет. Они все примерно одинаково сложены, крепкие, но не толстые, с пропорциональными ногами и руками. Не такие изящные и хрупкие эльфы, как мартышки или мангобеи, но и не кривые толстые калрики. И у силенов ДЛИННЫЙ хвост с пышной белой кистью на конце. И роскошная беловатая грива! Красивые обезьяны. И очень спокойные. Наверное, самые уравновешенные среди холерического и сварливого рода макак.
Увы - силены - вымирающий вид. Их осталось ОЧЕНЬ мало в природе, в сухих высокоствольных лесах Центральной Индии, и их мало разводят в зоопарках... :-(((((((((((((

6. Отдельная песня - помещение для "семейства" мандриллов. Папа, как я уже писал, ростом с пуделя и с головой размером с голову медведя. Черного цвета, с неоново-СИНЕЙ попой, алой мошонкой и промежностью и лицом цвета... мандрилла. Описать эти переходы оранжевых, синих, желтых, белых, черных и красных полосок невозможно.
Одна-единстванная мама...- изщная, поразительно стройная на фоне своего, прямо скажем не пропорционального мужика, длинноногая самочка скромного серого цвета. Бедная, КАК она выдерживает ВСЕ внимание своего самца, которое достается ТОЛЬКО ей одной - это кошмар... Особенно с учетом того, какой ужасный характер у самцов мандрилла. А также их сынуля-подросток. Вот это кролик-энерджайзер, это точно! За 10 минут разглядывания их семейной жизни он НИ РАЗУ не сидел спокойно. Бедная мамаша. :с)))
Но он ни разу ни приблизился к отцу, который стоял в глубине клетки демостративно повернувшись ко всем - и к семейству, и к зрителям - своим великолепным красно-синим задом. Сложный у него батя, ничего не скажешь.
Прикольно было наблюдать, на самом деле, не столько за обезьянами, сколько за зрителями - когда невинные "мартышки" радостно терлись попами и писями, расписываясь в своих нежных родственных чуйствах - зрители краснели и кашляли. :-))))

Но хит обезьянника, это, конечно, высшие человекообразные.

Я удивился, оказывается, в Московском зоопарке очень приличная колония орангутанов. Им отведено ТРИ вольера, два из которых огромны, все увешаны веревками, качелями и забросаны короткими пластиковыми трубами, внутри которых комфортно размещается взрослая орангутаниха. Сидит боком поперек зеленой трубы в позе лотоса, положив голову на толстый-толстый живот, и сопит, закрыв глаза. А длииииииииииииииииииинные руки - снаружи болтаются. :-)
Вообще, похоже, условия хорошие, у московских орангутанов несколько детишек. Для этого вида обезьян - показатель очень серьезный. Значит им не плохо, по крайней мере. Хотя условия жизни, конечно, очень далеки от идеальных - орангам просто негде лазать, кроме как по веревкам. А ведь это самый древесный из всех видов человекообразных. На земле время проводят у них только большие самцы-одиночки. И притом только на одном острове. А самки и детишки вообще спускаться на землю не любят и чувствуют себя там, в норме, не уверенно и нервно. В зоопарке же они вынуждены ВСЕ ВРЕМЯ проводить именно на земле, и бродить по бетонной имитации скал, вороша сено. Конечно, искать в подстилке затерявшуюся изюмину или пшеничное зерно интересно, но если этим заниматься все время - с ума можно сойти.
Удивительным оказалось следующее - разглядывая три вольера с орангами, я подумал, что как-то они странно выглядят... не похожи эти орангутаны друг на друга. В итоге у меня зародилась мысль, что я смотрю на ДВА РАЗНЫХ ПОДВИДА этих редчайших обезьян. ПОшел читать вывески - так и оказалось! В одном вольере сидели ярко-светло-рыжие мохнатые-мохнатые, с длиннющими волосами на руках, спине и ногах, суматранские орангутаны. Они были меньше, и значительно подвижнее. И как-то более безобидные что-ли.
А в двух других сидело большое разделенное семейство (или два семейства?) орангов с острова Борнео. У них была очень редкая темная рыже-бурая и довольно короткая шерсть и на больше части тела виднелась просто голая серая кожа вообще без меха. У некоторых популяций людей, особенно у южных европеодиов с Кавказа, шерсть на всем теле гуще и плотнее, чем у этих орангов. Бонейцы были большими, самец - просто ОГРОМНЫМ, с гигантской ряхой и толстыми щечными валиками, из-за которых лицо взрослого мужика-орангутана кажется круглым и большим, как колесо телеги. И борнейские оранги были медлительнее и более сдержанно-суровыми, что ли. Хотя папаша, увалившись на полу набок и повернувшись своей голой попой к зретелям-людям тетешкался со своим маленьким сыном, которые вечно лез папе в нос, в рот, тянул его за ухи и щекотал подмышками. Но вот к самкам он не подходил вообще и даже не смотрел в их строну. А это много значит у них, как и у людей... Самки отвечали ему таким же тотальным игнором. В конечном итоге самец-борнеец в другом вольере пропереваливался со своим огромным животом к лохани с сеном и сел в нее, судя по всему, неодобрительно глядя на своего сына-подростка, игравшего в ней. Дитё нерешительно топталось на месте, не уходя и не рискуя протянуть к папе руку. Потом ребенок уже начал поглядывать на хмурую рожу своего папаши с неудовольствием и опаской, поджав губы, и косясь на того черными глазами абсолютно по-человечески. Поглядев на эту печальну сцену, подошла тётя (или мама - не понять), уселась рядом с хмурым главой семейства, и обняв ребенка, притянула его к себе на свой толстый добрый живот и начала гладить по голове и похлопывать по плечам, вытягивая губы трубочкой и шлепая ими по ухам ребятенка: "успокойся детка, просто у папы шизанутый характер, не волнуйся и не переживай, тётя тебя в обиду не даст".

Интересно было смотреть, конечно, на детишек-орангутанов, один просто офигительно лазил прямо под потолком, на высоте метров в пять - маленький совсем. Цеплялся за решетку светоотражателя и "шел без страховки", вися на руках над бетонным полом. И еще и умудряясь выковыривать из этой решетки какие-то крошки, чтобы поиграть или съесть. Потом к нему присоединилася молодая кокетливая самка, которая до этого сидела в позе "Русалочки" на пне и гладила себя по коротким, но стройным (!) бедрам изящными длинными руками с ТОНКИМИ пальцами (презрительно игнорируя при этом при всем редкие поглядывания на нее толстого мужика, сидящего на полу на сене). :-))))) А еще удивило, какая серая кожа у орангутанов. И покрыта пупырышками, как у человека, когда ему очень холодно.
И какие у них РУЧИЩА. У взрослого самца рука - это просто что-то чудовищное. Раз в пять больше, чем у человека, и раза в два - чем у гориллы... Каждый палец - буквально толщиной с толстую сардельку. Да еще и покрыт какой-то бронированной толстенной твердой кожей. Такое ощущение, что зрелый самец орангутана не намного слабее самого большого примата Земли - горной гориллы из Западной Африки. А по силе рук - может еще и посильнее будет.

Вот.
------------------
А потом были гориллы. Я рассмотрел их впервые в жизни... Вообще первый раз увидел горилл вживую. (один раз летом вдалеке, когда самец ненадолго вышел в вольер и спрятался опять, увидев вокруг себя ТОЛПЫ посетителей - не в счет).

Что могу сказать - гориллы ОЧЕНЬ красивы. Очень. У них в полном смысле слова совершенные формы. Очень гладкая черная кожа, очень "обтекаемые", плотные и мускулистые тела - совершенно не похожие на рыхлые мешкообразные фигуры взрослых орангутанов. Да, есть живот, но он тоже какой-то плотный и мощный, не болтающийся бесформенной бочкой, как пуза орангов. Такие, как у горилл, животы бывают у мужиков-людей, если они были спортсменами и продолжают заниматься и за 40 лет. У горилл густейшая, ровная, как ковер, антрацитово-блестящая шерсть, без малейших проплешин. Есть участки тела, где шерсть просто не растет - грудь например, или лицо. Но эти зоны четко очерчены и тоже красивы, т.к. кожа безупречна. И еще у самца - видна могучая РЕЛЬЕФНАЯ мускулатура на плечах и руках. Даже у самок-горилл рельеф мышц виден, а самец просто выглядит как культурист.
В обещм, я обалдел, насколько это красивые звери.

Да, лицо гориллы гораздо менее человекоподобно, чем лицо орагунтана (ребенка или самки, у самца щечные валики все искажают). - У горилл низкий лоб и гигантский затылочнй гребень, к которому крепится могучая мускулатура челюстей. У орангов же лоб не просто высокий, он - у детишей особенно - практически ВЕРТИКАЛЬНЫЙ. Как у человека. В точности. И высота лба в пропорции к высоте лица у орангутанов-детей составляет столько же, сколько у человека... И у орангов короткая круглая голова, как у нас, затылки в профиль вообще отличить невозможно. Это очень странное чувство рождает... - я не удивляюсь, почему малайцы назвали орангутанов орангутанами, "лесными людьми".
Правда, эта близость лиц, и нежное, совершенно наивное выражение личика у маленького ребенка-оранга, не мешает малайцам убивать их матерей... И продвать их самих в рабство, где апельсиновые дети леса всю свою недолгую оставшуюся жизнь проводят в подвале на цепи..

Горилла выглядит не так умилительно, но она более законченное создание. Я бы сказал - это некий эстетический оптимум человекообразных обезьян. Пропорции, мышечный корсет, блестящий черный цвет, гладкость кожи, яркие и ОЧЕНЬ сознательные глаза...
Вот это, кстати, в гориллах поражает - мимика и глаза. Мы, люди и гориллы, ближе друг к другу, чем, наппример, горилла к орангутану. Грубо говоря, мы "двоюродные братья" в буквальном смысле слова. (с шимпанзе - родные) - И мимика горилл читается человеком очень легко. Как и наоборот. Более того, она еще и просто развита сильно и отражает тонкую игру эмоций.
Гориллы очень чувствительны и, вопреки своей мощной конституции - существа очень ранимые и пугливые...

Орангам, например, было совершенно пофигу, кто на них смотрит, как толго, как близко к стеклу, чего он там делает-не делает при этом. Они просто на людей не обращали внимания.

А вот гориллы - только делали вид... Их было трое - молодой, еще не совсем зрелый самец, взрослая полная матрона, и молоденькая девочка. Так вот, все они сидели в трех разных концах вольера (довольно просторного, кстати, но ОЧЕНЬ СКУШНОГО для этих существ), совершенно не желая общаться друг с другом, и не глядя на людей-зриителей. И сосредоточенно если морковку и листья березы. Самец сидел рядом со стеклом и собирал руками рисинки с пола. По одному зернышку. Поразили руки горилл. Массивные, естественно, но с БОЛЬШИМ большим пальцем. В пропорции к размеру руки - палец кажется маленьким, но в абсолютных размерах - он точно такой же, как у человека...
Развитость именно этого пальца говорит о способности примата к тонким манипуляциям, а последняя, - к предпологаемому уровню развития высшей нервной деятельности...

Так вот, я простоял наверное, с пол-часа у вольера, улыбаясь, как придурок, на этих черных гигантов. - И в один момент заметил быстрый нервный взгляд самца в сторону посетителей, глазевших на него не отрываясь. Он очень быстро отвернулся и опять сосредоточненно начал собирать свои зернышки. Но этого было достаточно. Меня просто поразило выражение беспокойства, усталости и недоумения на его лице... Я ушел сразу и с чувством стыда.

В этом вольере, где сидит тройка западных равнинных горилл, Московский зоопарк не создал НИ ОДНОГО сектора, где обезьяна может укрыться от прямых взглядов людей. И в вольере у них нет НИЧЕГО, кроме бетонных "скал" и веревок. Ни одного предмета.

Интересно, этот зоопарк вообще понимает, КОГО он взял на содержание и КАКАЯ это ответственность - содержать горилл?
По моему глубочайшему убеждению, прежде, чем зоопарку должно быть ПОЗВОЛЕНО завести живое существо с ТАКИМ уровнем сознания и эмоциоанльной чувствительности - директор этого зоопарка и заведующий сектором должны сами БЕЗВЫЛАЗНО просидеть в будущем вольере человекообразных в течение месяца. И чтобы с ними практически не общались - и тогда узнать на себе ВСЕ, что потом выпадет на долю горилл...

И еще, глядя на троицу горилл, я понял легенду пигмеев из африканских долждевых лесов... "Женщина-горилла унесет сердце мужчины-бамбути с собой в джунгли и погубит его судьбу. Потому что он не сможет ее забыть, а она не останется с ним".
Среди горил есть молоденькая самочка. Она необычна... у не НЕ черная шерсть. Темно-пепельная. У людей такой цвет называется "very dark-blond". Так вот, в один из моментов, эта самка повернулась на своем "скальном" карнизе, встав на ноги, и, наклонившись, стала перебирать что-то на поверхности "скалы". Стояла она при этом задом к стеклу, за которым находились люди-наблюдатели. Стояла долго, минут 5. Меня просто потрясло, насколько ее ноги сзади были похожи на ноги женщины... Да, серая, пепельная шерсть, да, общая длина не велика, НО - пропорции человека! Мышечный рисунок - тоже! Ягодицы даже просматриваются (что нет у обезьян). Вплоть до пластики - она, наклонившись, сжала коленки также, как делает девушка, нагибаясь на пляже, буквой Х. Из-за того, что горилла стояла на высоком карнизе, наклонившись, ее тела и широких плеч вообще не было видно - только ноги и попа сзади. Возникало дикое ощущение, что в вольеере - голый человек.

А потом я ушел на работу.
По дороге увидел, как волчица в своем загоне готовится прыгнуть на глазеющих на нее подростков. У меня было полное ощущение, что если она прыгнет в полную силу - она сможет перелететь через ров.

Bye-bye.
Previous post Next post
Up