Вот и порция чудесности вопреки всем карпам! - Московский зоопарк.

Nov 16, 2006 10:52

Позавчера я ушел с работы в Зоопарк.

Прямо посреди рабочего дня. Встал в обед, набросил свою старенькую короткую курточку и утопал. ПУЛЕВАТЬ захотелось на серый офис, умно-озабоченные лица сотрудников, цокающих копытцами по каменному полу секретарш с гладкими мордочками и охранников с широко расставленными ногами и руками за поясом.

Чудно там было... Чудесно. Будний день, время пол-второго, серое небо, холодный промозглый ветер. Темная вода в прудах. Тихо. Никого нет. На пожухлой траве пятна снега. И в тишине бродят звери...

Люди очень порадовали - их почти не было. :-) А те, кто был, здорово отличались от стад, штурмующих зоопарк в выходные дни: разговаривали тихо, ходили медленно, не ржали в голос. С детьми общались нормально, рассказывали про животных. И некоторые дети, лет пяти (!), знали, что такое "семейство кошачьих" и "гепард".
Был правда один персонаж... но это вызывало жалость, а не раздражение, и об этом позже.

В этот раз в зоопарке удивили, поразили или просто порадовали сердце многие маленькие сценки из жизни диких животных, которым когда-то принадлежала свободная от человеческого скопища Земля.

Гепарды стояли на пригорке под деревом среди огромных валунов, опавших бурых, жетоватых и черных листьев, травинок и снега и смотрели на журавлей в соседнем вольере. Холодный ноябрьский ветер играл с их коротким, длиной всего пару сантиметров, мехом.

Я пробыл возле них минут 20, замерз в своих кофтах и куртках, а они - худенькие и тонконогие, с узкой грудью борзой собаки, хрупкие... словно статуэтки Хэйан - даже не дрожали. Длинноногие африканские кошки с темными, словно настоявшийся отвар шиповника, огромными глазами не мигая смотрели на холодный пейзаж, лежавший вокруг их небольшого вольера. На застывшие каменные стены человеческих строений, на убегающие пологие газоны с пятнами замерзшей воды. Их чайные глаза были холодны и пронзительны, как небо ноября. И печальны.

И еще поразило, как потрясающе гепарды сливаются с предзимним пейзажем. Их шерсть стала на порядок плотнее и намного мягче - видно на глаз - и темнее, чем летом. Казалось бы, на фоне белых пятен снега они должны светиться, как новогодняя елка. - Ничего подобного. Из-за опавших листьев и побуревшей травы гепарда сейчас заметить в оголившемся вольере труднее, чем в окружении покрытых пышной летней зеленью кустов. Если бы они легли в траву и не шевилились, - взгляд проскакивал бы мимо них в 10 метрах...

А потом я пошел дальше.
В помещении для тропических кошек спал старый самец ягуара. Пятнистый и совсем уже почти слепой. Проснулся, поглядел на свою лапу, почесал ей себе нос и опять уснул. В соседнем помещении, оформленном в духе развалин майянского храма, безостановочно ходила по кругу его великолепная тропическая подруга - молодая и полная сил черная самка. Было интересно наблюдать, как она чуяла что-то, чего не могли уловить стоявише за стеклом люди, - мощная коротконогая кошка, подходя к макету огромного ствола тропического дерева, застывала, подняв голову и ее большие прозрачные, как вода, желтые глаза не мигая смотрели вверх. Как будтро высоко над ней на бетонной ветке сидела обезьяна. Но никакой обезьяны в вольере ягура, конечно, не было. И тем не менее, черная тень неотрывно глядела в этом направлении. Смещенное поведение? Воображение? Или крики птиц за стенами вольера?
И в конце - был сюрприз. В вольере самки оказалась открытой дверь...

:-) На улицу, в летнее помещение :-)) - Никого она не съела, не ждите :-))) Просто очень здорово было увидеть ЯГУАРА (это единственный по-настоящему тропический вид больших кошек в мире, все остальные, тигры, львы и леопарды - живут в холодных странах) - на заснеженных камнях. Черная владычица тропической Америки вышла, понюхала холодный воздух, неуверенно сделала несколько шагов по обледеневшей земле, на цыпочках подошла к лужице открытой воды, полакала, и сморщив нос, огляделась. Все вокруг было серым, холодным и мокрым. Хозяйка вольера развернулась и ушла в теплый дом, наступив по дороге задней лапой на пятно снега. - И тут же подпрыгнула попой вверх я с отвращением отдернув лапу и тряся ей, как домашняя кошка, угодившая в лужу. Несколько человек возле вольера покатились со смеху. Я тоже :-)
А еще - на открытом воздухе, при свете дня на блестящей шкуре черного зверя проступили еще более черные квадратные пятна с точкой в середине. Черное на черном. У черных пантер-леопардов этот эффект тоже виден в лучах солнца, но форма пятен у ягура дает совершенно поразительный по красоте результат.

В соседнем вольере, на открытом воздухе бродил огромный бенгальский тигр. Синеглазый. Темно-графитные полосы покрывалис снежно-белую шубу. Его зимняя шерсть была длиннее и гуще, чем у амурского.

Потом я пошел дальше и увидел, как маленькая красная рысь из пустынь Техаса, специфический американский вид, самая маленькая рысь в мире, нервно бродит по своему небольшому закончику и делает стойку, пристально глядя на перебегающую мокрый асфальт разноцветную домашнюю кошку. Добыча как раз по силам этой рыси.

Потом я пробежал мимо горных вольеров. В одном из них в голой бетонной пещере спал дальневосточный леопард. Большущий. И, как это ни странно для леопарда, - с довольным выражением на лице. А дальше, на таких же бетонных скалах, на самом верху, сидел снежный барс. Подобрав под себя широкие лапы, он застыл, слившись с серым засннеженным бетоном. Спокойные серые глаза неотрывно смотрели поверх моей головы, через дорогу, забор и ров... - В открытом вольере напротив по жухлой увидшей траве бродил одинокий гну.
А дальше по вольеру, выдыхая пар топала троица овцебыков. Гигантам заполярья было в кайф! Наконец, наступили холода, их длиннющая шелковая шерсть разгладилась, стала блестящей и переливающейся, короткий пушистый мех на плечах и спине стал дымчато-серебристым, а на крупе и снизу, на боках и животе - черно-бурая развевающаяся юбка из волос по полметра длинной. И они уверенно и удовлетворенно меряли шагами отведенное им пространство. Овцебыки, в нормальных условиях - удивительно красивые звери.

Потом я быстро-быстро пробежал на вторую территорию, поглядев по дороге на пушистых снежных обезьян. - Японские макаки надели шубу для холодов, мех выглядел похожим на мех енота, только однотонный. И попа очень красная и большая. :-) И без хвостов. Не очень похоже на енота, вообще-то. :-)))

А на новой территории, где почти не было людей, услышав быстрое цоканье моих туфель по застывшим плиткам тротуара, медленно двинулось к вершине утеса стадо винторогих козлов. Неспешность их движений напомнила один комментарий о диких горных козах - они НИКОГДА не ускоряют бег, спасаясь от хищника посреди скальных круч. Паническое бегство по принципу степной антилопы - гарантия падения вниз, на камни. Размеренный уход - почти гарантия 100% спасения от любого хищника... кроме снежного барса и орла.

Рядом с горными копытными в большом открытом каменистом вольере стояли лошади Пржевальского. Не двигаясь, выгнув шею и наклонив голову, жесткая вертикальная грива, рыжевато-песочный цвет, толстые ноги, могучее мускулистое тело, тяжелые головы... Дикие лошади. Мощный жеребец выглядел достаточно грозно, надо сказать... Во всяком случае глаза его смотрели яростно, и мне было бы страшно оказаться в его загоне. За ними - вольер с восточно-китайскими оленями Давида.
Эта популяция - одна из нескольких, выживших ТОЛЬКО в зоопарках. В природе олень Давида был истреблен две тысячи лет назад... - равнинные леса Центрального Китая, протянувшиеся по болотистым берегам Хуанхэ, его исконный дом, китайская цивилизация заменила бесконечными рисовыми полями. Олени медленно и тихо перемещались, как броуновы молекулы, в углу вольера. Длинные, как у осликов, хвосты с кисточкой на конце плавно раскачивались, густая светло-пепельная шерсть покрыла тела и шеи, смирные и совсем не уверенные в себе лица были цвета слоновой кости, почти белыми, как и ноги. Удивительной формы рога, похожие на двузубые вилы для сена, увенчивали головы нескольких взрослых самцов.

Я завернул от оленей посмотреть на афишу экзотариума, и раздался рык.

Тяжкий, надрывно выбрасывающийся из глубины брюха взрев льва. Еще раз. И еще. Я побежал к "горе хищников". - Блин, впервые за пять лет я увижу львов московского зоопарка!!! Да еще и не летом, а в предзимье! - Они стали прятатся от посетителей, как и амурские тигры. За много лет я НИ РАЗУ не увидел никого из обитателей горы хищных животных, кроме медеведей.
И мне повезло - на заснеженный косогор в своем вольере вышел черногривый лев. Опять я увидел льва на снегу... в этот раз - самца. В прошлый раз взгляд львицы в упор, в утренних сумерках февраля 2001 года, на который я совершенно неожиданно наткнулся - чуть не лишил меня дара речи тогда... Меня просто оглушило. Желтые глаза льва, смотрящие словно ниоткуда прямо в твои зрачки, темно-песочно-серая шкура сливалась с падающим снегом, и зверь почти растворялся на зимнем фоне... Львица стояла в 10 метрах от меня, и не было видно ни рва, разделяющего нас, ни заборчика - просто открытое пространствао и лев, смотрящий мне в лицо. У меня тогда ноги подкосились - я думал о своем и забыл, по какому участку зоопарка иду. И увидел.

А сейчас на каменистом пригорке стоял самец. Азиатский лев, огромный и с мощнейшей черной гривой. Он заревел опять.

Я обернулся на соседние вольеры через дорогу - дикие лошади не изменили позы и даже не шевельнулсь. Привыкли?
Но олени Давида словно присели и буквально застыли на месте. Все стадо. Даже маленький олененок стоял, как изваяние, не дыша и не смея опустить ногу на землю.

Лев умолк и пошел вниз, на дно рва. Когда он спускался, скользя по холодным заснеженным камням, на его худом теле были видны ребра и снизу, на брюхе - я впервые отчетливо увидел "азиатскую складку" - длинную полосу кожи от груди к паху. Она есть только у азиатских львов и это самый надежный признак отличающий две ветви этих могучих кошек. Африканские львы остались на родине и больше не встречались со своими собратьями, ушедшими на Восток 170 тысяч лет назад... И теперь - между ними накопилась заметная разница, но она проявляется в мелких деталях и не привела к распаду вида на два самостоятельных. В отличие от отколовшихся от африканских львов тоже полмиллиона лет назад пещерных львов Европы. - Они стали самой совершенной большой кошкой Земли и далеко ушли от предкового типа по дорогам Севера.
Ветер играл космами его гривы, и шкура льва, казалось, была мокрой и холодной... Но он ходил по вольеру не замечая ни падающего снега с дождем, ни ледяных прикосновений камней и бетона. Обнюхивал землю и периодически пристально смотрел широко распахнутыми карими глазами со дна рва на свесившихся вниз пятерых людей, восторженно наблюдающих зимнего льва...

А потом одна женщина громко заявила, обращаясь в мою сторону: "Ну и куда это мы собрались, а?!"
Я обалдел и подумал, куда же я собрался, но потом услышал голос из-за спины, маленький добрый голос девочки-подростка: "ну это я просто так, они же никого не трогают, он добрый".
Я обернулся. - Через оградку на вершине рва, перебрасывала ногу в стареньких джинсах жещниа. С добрым и беспомощным лицом, подслеповатыми глазами в больших очках и вязаной шапке, натянутой чуть ли не на нос. - "львы приносят счастье" - сказала она, подтягиваясь на перилах и занося вторую ногу внутрь, на ту сторону оградки.

Внизу стоял лев. Широко распахнутыми глазами он следил за мельканием частей одежи, показывавшихся периодически над его краем вала.

Но толпа возмущенных посетителей объяснила несчастному созданию, что львы хороши только в гороскопах, что она отравит его своим мясом, что падать с вершины вала на бетонное дно рва, в котором нет воды очень больно, что львы убивают медленно и жестоко, играя с человеком, как кошка с мышкой, что, наконец, она совершает безнравственный поступок, залезая через ограду на глазах маленьких детей, которые теперь полезут за ней.
Дезориентированная мечтательница растерялась, спрыгнула на дорожку и беспомощно улыбаясь своим круглым носом пыталась разглядеть людей через свои очки. Потом полезла опять. Люди, возмущенно фыркнув удалились подальше от "больной". Я, поскольку не являюсь нормальным человеком, еще раз прочитал ей нотацию о том, что нельзя нарушать границы территории диких животных в их вольерах, и что в этом зоопарке даже медведи охотятся на людей, а она решила поиграть со львом - и пошел в вет.клинику, где заявил, что "у вольера льва женщина пытается покончить с собой, и что сколько можно ее караулить". Администраторы охранникам зазвонили, заговорили, а я потопал дальше.
Я не знаю, кто она была. Не думаю, что самоубийца. Скорее всего, действительно мечтатель со съехавшей крышей. Добрый, судя по выражению лица, но живущий в полном отрыве от реальности человечек...
Потом я видел ее, стоявшей у вольера амурского тигра. Вольер отделяла от тротуара широкая полоса холодной черной воды.

Я вспомнил неподвижно стоящих на ноябрьском ветру гепардов... И ревущего на заснеженной скале льва.

Так странно... Но на самом деле, как раз нет.

И гепарды, и львы - ЖИЛИ В Русской Степи. Всего тысячу лет назад.

========================
А потом я ушел. К обезьянам. Это было последнее и едва ли не самое прикольное приключение в Зу.
Но об этом когда-нибудь потом.

p.s. очень жаль, что я не умею вытаскивать фотографии из памяти телефона Motorolla V3 в компьютер. Мне больше нечем было фотографировать.
Previous post Next post
Up