Миф о красоте

Jun 22, 2014 22:40

Дочитала, наконец, эту книгу Наоми Вульф. Сложно пошла, я редко так долго читаю книги - или бросаю, или проглатываю за три дня. Очень двойственные впечатления - с одной стороны, книга до тошноты феминистическая и нудная, но с другой - сама ее идея мне показалась весьма оригинальной и позволила осмыслить феминизм с новой стороны и даже посочувствовать ему. Идеи этой книги я хотела бы обсудить с вами сегодня и провести небольшой опрос.

В кратце - книга о том, что создаваемый обществом образ идеальной женщины все более сводится только ко внешней красоте и все менее достижим в реальности, так как достигается во многом за счет индустрии красоты и пластической хирургии и часто наносит вред здоровью женщины. Автор описывает тенденции, которые могут в будущем полностью оторвать этот образ, создаваемый сми и порнографией, от тела реальной женщины и привести к тому, что естественная, неперешитая красота станет восприниматься как нечто уродливое, а мир наполнится зомбированными и одинаковыми искусственными женщинами-клонами.

Физическое здоровье. Сексуальность.
Во все времена до последнего столетия в моде были полные "рубенсовские" женщины, что означало их здоровье и способность вынашивать детей. Вес моделей последнего столетия, на которых мы все равняемся, становится все меньше с каждым годом и свелся уже совсем к нездоровой анорексии. Вспомните Мерлин Монро - по нашим временам она уже чуть ли не толстушка - явный животик, полные бедра и руки. А ведь она намного ближе к реальной женщине, чем нынешние идеалы красоты, похожие на жертв Освенцима.

Автор много пишет про распространенные нынче болезни, связанные с расстройством пищевого поведения - анорексию и булимию, что, впрочем, больше влияет на психическое здоровье, об этом позже.

Так же много внимания уделено вреду пластической хирургии, последствия которой обычно замалчиваются, но они существуют и бывают смертельны, а кроме того - часто убивают сексуальность. Без сомнения, мужчины переживают за свои размеры больше женщин, но они не кладут массово свои органы под нож. Автор приводит забавную аналогию операции на груди - гипотетическую операцию по увеличению пениса, которая имела бы побочным эффектом нечувствительность головки - автор представляет как бы всколыхнула такая реклама общественность, наравне с, например, рекламой коррекции симметрии яичек. Женщины же идут на подобные операции без сомнений, несмотря на отсутствие медицинских показаний и неосведомленность о последствиях.

Кроме того, в книге приведены цитаты руководства различных косметических компаний, из которых следует, что вся косметическая продукция - это не более чем развод, редко дающий реальный эффект и хорошо если не отрицательный. А рекламные заявления этих компаний ненаучны, лживы и плохо контролируются государством.

Кому это нужно. Связь с феминизмом и историей.
Нет, автор не говорит, что миф о красоте культивируется мужчинами. Мужчины не меньше нашего заинтересованы видеть и любить нормальных здоровых женщин, а не несуществующий образ. Кроме того, по мужчинам бьет подавление женской сексуальности и культивация комплексов, вызванных мифом о красоте. Но сам патриархальный уклад общества обеспечивает почву для существования этого мифа. Обращаясь к истории, мы увидим, что женщин по-разному держали в узде в зависимости от задач определенного времени.

В средние века женская сексуальность считалась греховной - изменщиц закидывали камнями, красавиц сжигали как ведьм, женское либидо лечили словно болезнь. Сейчас, когда время требует от женщин сексуальной активности, их можно усмирить другим способом - убедив в том, что они некрасивы. Такие женщины направляет всю свою силу, энергию и большую часть дохода на исправление себя, а не на карьерные и другие достижения. Такие женщины безопасны, смирны и внушаемы.

Они кормит целые отрасли экономики, которые развились после массового вливания на рынок труда женских рабочих рук, что является достижением и побочным эффектом феминизма. Этими отраслями в первую очередь являются индустрия красоты и порно. Им не выгодно, чтобы женщины ощущали себя красивыми и сексуальными, потому что тогда они не будут пользоваться услугами пластических хирургов, косметологов, а мужчины не будут покупать порнушку, так как им будет проще найти удовлетворение с реальной женщиной.

Как это работает. Железная дева.
Женские журналы, которые во многом определяют взгляды женщин, живут за счет рекламы и не могут публиковать реальные данные о влиянии индустрии красоты на здоровье женщин, т.к. потеряют рекламодателей. Сравните разницу по содержанию мужских и женских журналов - и все станет очевидным. Женщин постоянно учат, как становиться ближе к идеалу, что покупать и что делать. А мужчинам просто демонстрируют этот идеал - выбирай и наслаждайся. Особенно четко я это вижу, приезжая в небольшой город, откуда я родом. Там встречается очень много странных пар, когда девушка идеально ухожена при полном параде в коктельном платье и в стриптизных туфлях, а мужчина с ней рядом в абибасах и шлепках.

В женщинах культивируется комплекс неполноценности, который автор сравнивает со средневековой пыткой "железная дева", когда заключенного закрывали в специальный тесный шкаф с шипами и он медленно умирал и каждое движение приносило ему страдание, а снаружи шкаф изображал статую улыбающейся красивой женщины. Так и реальные женщины никогда не могут чувствовать себя достигшими идеала, они морят свое тело голодом, истязают различными процедурами, чтобы создавать такую желанную видимость красотки с обложки.

В такой атмосфере женщины разобщаются, они становятся конкурентками друг друга и ревнуют друг друга на почве красоты. Не зря есть шутки про женскую дружбу. Кроме того, теряется связь поколений, т.к. красота ассоциируется с молодостью, а постаревшие женщины выбывают из списка авторитетов, потому что не смогли сохранить свою молодость. В прессе, в рекламе, в кино мы редко видим пожилых женщин, а если и видим, то только тех, кто выглядит моложе своего возраста и идеально ухожена.

Недостижимость идеала
Получается, что даже идеально красивая женщина не может быть в себе на 100% уверена, ведь она знает, что ее молодость и красота пройдут. Она не может быть уверена, что ее достижения - это ее заслуга, а не ее красивой внешности.

Кроме того, мода постоянно меняется, и, уже приблизившись к идеалу, женщина вынуждена отправиться на новый круг этих крысиных бегов. Сегодня в моде высокие блондинки, завтра - сисястые мулатки, послезавтра - рыжеволосые зеленоглазые феи, а там и старость не за горами, после которой - полное забвение.

Кроме внешности в женскую душу привносят смятение непонятки с поведением и одеждой. Автор приводит много примеров, когда американские суды оправдывали работодателей за увольнение некрасивых или недостаточно женственно (читай: сексуально) одетых сотрудниц. И в то же самое время эти же суды оправдывали сексуальные домогательства работодателей к сотрудницам, якобы спровоцированные их сексуальным видом. То есть женщина не знает, как ей нужно одеваться и вести себя, чтобы быть вписанной в патриархальное общество.

Душевное здоровье
Такой когнитивный диссонанс вызывает расстройство душевного здоровья женщины и влияет на ее сексуальность. Она стесняется раздеваться перед мужчиной, мучает себя диетами, переводит тонны косметики и это не считается проблемой. Это норма.

Тенденции
Забавно, но автор считает, что с уравниванием прав М и Ж миф о красоте потихоньку перекидывается и на мужчин. Притом идеал мужской внешности взят из гомосекуальной культуры. Что ж... Наблюдая современных хипстеров и метросексуалов сложно не согласиться с автором:)

Автор, написав эту книгу в 1991 году, стала считаться одной из предводительниц феминизма третьей волны. Она считает, что если не начать бороться с этой проблемой, демонстрируя в СМИ образы красивых, но "нестандартных", а а также - пожилых женщин, то мы придем к совершенно асексуальному обществу со множеством психологических проблем.

Автор
Миф о красоте работает против феминисток. Не секрет, что они массово считаются страшными и мужеподобными лесбиянками. Автор опровергает и этот миф. Можете загуглить фото Наоми Вульф - потрясающе красивая женщина даже в свои 50 лет.


Послесловие и опрос.
Меня эта книга, несмотря на нудность, зацепила. Наверное, потому что я сама себя никогда не могла отнести к красоткам, хотя несмотря даже на предвзятость и субъективность всегда себе нравилась, но в то же время всегда понимала, что не дотягиваю до стандартов. И росту во мне даже 1.7 нет, хотя столько "вкусных", но невысоких мужчин вокруг, что мне иногда хотелось быть еще ниже. И грудь до 3-го размера не дотягивает, хотя я этим фактом вполне довольна. И фигура не плоская и не тощая, как у моделей. И ножки недостаточно тонкие, и животик недостаточно накачанный, а лицо недостаточно благородное. Одним словом, сгусток комплексов и миф о красоте никогда не давал мне ответить стопроцентное "да" на вопрос "ты красивая?".

Несмотря на это мужчинам моя фигура нравится. А тот, чье мнение для меня важнее других, ругался, когда я похудела. Мужчинам нравятся разные женщины и в этом наше счастье, каждая может найти того, для которого она будет самой красивой и от этого понимания она еще в два раза красивее станет, потому что нет ничего прекраснее счастливой, уверенной в себе и удовлетворенной женщины.

В связи с этим - опрос для мужчин.
Poll

Приглашаю поучаствовать и обсудить в комментариях, кому что нравится в женщинах, а также свое мнение по вопросу влияния мифа о красоте на нашу жизнь.

психология, мужчины, книги

Previous post Next post
Up