В конце семидесятых годов прошлого столетия в одном из рейсов гидрографического судна (ГиСу «С») мы проводили исследования в Филиппинском море, на широте северного тропика. Лежали в дрейфе, делали рутинную работу - стандартные гидрологические промеры. Никуда особо не спешили. Погода была прекрасная: чистое голубое небо, яркое тропическое солнце, на море почти полный штиль, слегка покачивало на океанской зыби. Исключительно жарко и лениво.
Неожиданно по громкой связи поступила команда: срочно выбрать все приборы из-за борта и убрать в лабораторию, смотать тросы на лебедки, привести всё в походное положение. Через несколько минут судно дало полный ход.
Любопытно, что же произошло. Все свободные от вахты собрались на баке и на верхней палубе и внимательно изучали горизонт. Наконец вдали, на пределе видимости, показалась сначала темная точка, потом она выросла в неясный силуэт корабля. По мере приближения силуэт обрел четкие очертания и превратился в гигантский авианосец. «По секрету» просочилась информация, что из штаба тихоокеанского флота поступил приказ проследить за ним. По нормам кораблевождения мы должны были держаться на приличном расстоянии от любого судна, тем более от «потенциального противника», не приближаясь и не пересекая курса, чтобы не спровоцировать международный скандал. И тем более нужно было быть осторожным в связи с состоянием «холодной войны» на дворе. Но даже на расстоянии в несколько кабельтовых мы почувствовали не сказать, чтобы шок, но изумление и уважение, когда перед нами медленно прошла огромная, в ржавых потёках, металлическая стена под названием «Constellation» в полтора десятка метров высотой и три сотни длиной, с далеко выступающими в стороны навесами - палубами для взлета. На верхней палубе авианосца находились десятки самолетов и вертолетов. В большом проеме в верхней части борта также были видны самолеты. На некотором расстоянии позади справа и слева шли два эсминца сопровождения.
Вся группа двигалась со стороны открытого океана в направлении на запад, к Китаю. Среди членов нашего экипажа нашлись «знатоки», «бывалые моряки», которые объяснили, что американские большие корабли заходят в китайские порты под покраску и очистку от ракушек. Там сотня-другая китайских маляров, подвешиваясь на веревках с люльками, быстро и дешево очищает от ржавчины и окрашивает бескрайние борта. Существенная выгода по сравнению с той же работой где-нибудь в современном доке большого морского порта.
(Позже выяснилось, что «наш» «Constellation» ушел в Индийский океан, к Персидскому заливу).
С авианосца взлетел небольшой вертолетик и завис над нами на небольшой высоте. В борту вертолета открылся большой квадратный люк. Два человека, один в военной форме, другой в «гражданке», сидя на краю и свесив ноги из люка, пофотографировали нас. Затем вертолет сделал пару кругов над нами и вернулся на авианосец. Наш капитан приказал вахтенному помощнику пропустить ближний эсминец, пристроиться в кильватер к авианосцу и следовать его курсом на расстоянии, не допускающем провокаций. Чтобы не отстать от «американца», нашему суденышку приходилось выжимать максимальную мощность из двигателей. В таком темпе, не отставая, мы шли за авианосцем часа два. К концу второго часа вахтенный матрос заметил в бинокль в воде предмет по курсу нашего движения. Капитан приказал выловить! Багры были наготове, предмет быстро вытащили на палубу. Им оказалась большая картонная коробка, завернутая в полиэтилен и обмотанная скотчем для защиты от промокания и придания положительной плавучести. Находку мгновенно вскрыли. В коробке лежали аккуратно упакованные в бумагу яблоки, апельсины, бананы, пакетики с крекерами, бутылочки с «Кока-колой». И записка: «Hello, Russian sailors! Present!». Мы, простые русские моряки, другими словами, «простаки», безмерно обрадовались щедрости американских коллег, их доброжелательности и дружелюбию! Расхватали продукты и активно помахали руками в сторону благодетелей.
Минут через тридцать история повторилась. Вахтенный объявил о предмете в море по курсу. Матросы ловко подцепили и вытащили на борт большую коробку в пленке, быстро распечатали. На палубу высыпались пустые бутылочки, огрызки яблок, шкурки бананов, битое печенье и прочая дребедень. И записка: «Goodbye, Russian sailors!». С авианосца за нами явно наблюдали, потому что в этот момент «вражеский» корабль дал длинный басовый гудок и заметно увеличил скорость. А к нашим 15 узлам добавить было уже нечего. Не прошло и пары часов, как «Constellation» и оба корабля сопровождения исчезли за горизонтом. Шутка удалась!
P.S. Бесспорно, что этот беспрецедентный случай горячо обсуждался в кулуарах нашего ГиСу. «Бывалые» вспомнили события где-то у берегов Сомали, когда под Могадишо еще была база советского ВМФ. В такой же ситуации, сопровождая некий «вражеский» корабль, матросы советского судна отлавливали всякий мусор. Среди ненужных бумаг, старых газет и журналов наши специалисты обнаружили и секретную документацию, шифровки, видимо, случайно выброшенные. Говорят, их расшифровали и доложили в штаб флота. Капитан судна получил боевой орден.
Капитан нашего ГиСу не мог не знать об этом…