«Демократическая информатика». Часть 1. Тренинг «Последовательная передача хода».

Nov 07, 2008 13:23

Если нужно отслеживать несколько объектов одновременно, человек должен уметь переключать своё внимание последовательно на каждый из них.
Когда есть несколько игроков, Администратор Игры (АИ) отвечает за публикацию правил и обеспечивает возможности для их выполнения.
Если на фирму пришли сразу пожарник, эколог, арендодатель и важный клиент, как они должны соблюдать правила диалога?
Допустим, они не склонны сейчас подраться между собой, но все хотят пообщаться с директором с пониманием собственной значительности. Он должен заняться ими в роли АИ. Не посетители играют им, а он сам разыгрывает сюжет.
Щас потренируемся!

Итак, берём домино (или колоду карт) и будем ориентироваться на доминошные правила (карточное домино тоже широко известно). Сначала каждый игрок «приватизирует» себе местечко (поле) на игровом столе. Тем самым он всё время участвует в сюжете и влияет на ситуацию.
Когда розданы фишки, каждый выкладывает одну фишку на своё поле. Первоначальное количество фишек зависит от числа игроков, но ещё должен остаться запас (это быстро становится ясно на практике). Право первого хода уж как-нибудь выясните между собой. Победитель, вероятно, тот, у кого кончились фишки. Но остальные могут играть между собой до тех пор, пока не останется кто-то один - его можно считать победителем марафона.
Только нужно помнить разницу в мотивации между игрой и практикой.

Правило № 1. ПЕРЕДАЧА ХОДА одному из других игроков ОБЯЗАТЕЛЬНА, если она возможна по правилам домино. Фишка активного игрока должна продолжить цепочку того игрока, которому передаётся ход. Для этого можно использовать фишки из запаса. Если запаса не хватает, включается правило АУКЦИОНА.

Правило № 2. Прежде, чем передать ход (и прежде, чем воспользоваться запасом), игрок имеет право выложить продолжение своей цепочки из любого количества фишек, которые уже есть у него на руках. Чем больше «неудач» было у него на первых этапах, то есть чем больше фишек ему пришлось взять из запаса, тем удачнее потом будет его собственная цепочка (за счёт увеличения числа вариантов). Поэтому первоначальное число фишек не должно быть слишком большим или слишком маленьким - быстро сложатся длинные цепочки и игра кончится.

Правило АУКЦИОНА. Если запас пуст, а у игрока есть фишки, но они не подходят для передачи хода (и при этом нельзя оспорить его собственную цепочку, чтобы вынуть оттуда нужный вариант), все желающие могут предложить сделать конкретный ход за него (но не продолжать его цепочку). Остаётся только выбрать того, кто сделает этот ход. Позволять ли претенденту переводить ход на самого себя, решает Администратор Игры.

ИТОГО.
Здесь показано два фокуса: что правила игры можно менять и что возможные последствия нужно изучать. Предполагается, что АИ заботится об исходе игры в пользу команды в целом (ну, хотя бы не во вред).
Такой тренинг (в сочетании с другими) полезен при построении гипертекста, при анализе постановки задачи на обработку информации (базы данных, например). Он бывает жёстким психологически - когда надо расставлять приоритеты на виду у всех, но при этом соблюдать свои интересы. Моделирование параллельных процессов вообще увлекательная и полезная вещь.

моделирование, информатика, методика ДИ, тренинг, школа, игра, постановка задачи

Previous post Next post
Up