Click to view
По мнению Джона Серля, нет мира за пределами нашего естественного языка. Причем естественный язык понимается им не в узком смысле. Это проекции субъектов и их интеракции. Естественный язык включает в себя все -- передачу и получение информации, воздействие на собеседника, координацию поведения. Естественный язык -- это не только слова, но и жесты, мимика и вообще все наше поведение. Поэтому по Серлю получается, что за пределами интеракции субъектов никакой реальности нет. Есть лишь одна интеракция. Это коллективный солипсизм в чистом виде. Но есть малое утешение: изучая логическую структуру естественного языка (куда входит и поведение), мы можем познавать интеракцию и моделировать ее. Это как антиутопия в "Гибели вечности" Азимова. Вполне возможна перспектива тотального самоконтроля солипсичного коллективного разума. Не исключено, что со временем, человеческий мозг сольется с кибермозгом. Из вещей нам тогда будут нужны в основном только системы обработки, хранения и передачи информации, ну и иногда что-то поесть. В ту эпоху мы научимся управлять своим колективным разумом. Замкнемся на самих себя.
Для реализации этой антиутопии нужно свести все богатство математических рассуждений до уровня естественного языка ну или наоборот формализовать естественный язык со всеми его интерактивными нюансами. Естественный язык и математика должны слиться. Математика должна стать прагматикой.
В любом математическом исследовании есть свои прагматические контексты, которые, как правило, остаются за кадром. Мой отец был неплохим поэтом (как и у доктора Живаго это было в основном для близких людей). Он у меня всегда ассоциировался по своему характеру с Борисом Пастернаком и доктором Живаго. Поэтому в память об отце я решил написать философско-математический текст, посвященный Пастернаку. Текст мы написали буквально за пару дней: "
Cyclic Proofs in Argumentation. The Case of Excluding Boris Pasternak from the Association of Writers of the USSR". В том
сборнике были тексты крутейших спецов по неформальной логике и прагматике: Frans H. van Eemeren, Douglas Walton, David Hitchcock и др. Живые классики! Наш текст интересен именно попыткой не только привязать научное исследование к моей личной прагматике, но и увязать естественный язык с математикой, продвинуться на пути к антиутопии в "Гибели вечности" Азимова. Текст небольшой, но для меня очень символичный.