Религиозный опыт -- это опыт трансцендентного, когда имеет место (1) опыт пророчества, (2) опыт видения, (3) мистический опыт (опыт присутствия Б-га, сатаны, ангелов). Данный опыт должен быть верифицируем через принятие его символики другими членами общины (хотя бы некоторыми). Это означает возможность возобновимости, повторяемости данного опыта мной и некоторыми другими членами общины.
С позиции психологии, религиозный опыт -- сильное когнитивное искажение, но краткосрочное, хотя и возобновимое. Это искажение связано с замещением реальности символической реальностью через концентрацию внимания на незначительных деталях и превращении их в важное символическое событие. Если религиозный опыт полностью заменяет реальность долгосрочно, имеет место психоз, точнее симптом психоза. Называется сверхценная идея символической природы.
Если я постоянно слышу голоса или вижу видения/галлюцинации -- это симптомы психического заболевания.
Но опять таки сами симптомы не означают еще заболевания. Психоз имеет место только в том случае, если человек уже не способен к трудовой деятельности и к иному социальному общению, т.е. когда когнитивные искажения таковы, что человек выпадает из социальности -- не может выполнять социальные роли (коллеги, мужа, отца, друга).
Сами по себе когнитивные искажения есть всегда. Мы не знаем чистой реальности. Вопрос упирается в то, способствуют эти искажения нашему выживанию и социальной активности или только вредят. Если символические замещения реальности способствуют, они -- религиозный опыт (опыт трансцендентного), а если не способствуют, а только наносят вред -- формы психоза.
Реальность искажается в когнитивных картинах уже у одноклеточных. Есть латеральная ингибиция, когда я или одноклеточный организм концентрируется только на одном предмете, игнорируя все остальные, и есть латеральная активация, когда я спокойно рассматриваю фон и не особо замечаю движущиеся предметы. Так, в ситуации опасности, я выхватываю из реальности только движущиеся предметы, а остальные игнорирую. Когда на меня наезжала машина, я видел только эту машину, причем настолько отчетливо, что за секунду рассмотрел всю ее -- от цвета, формы и вплоть до номера. Это и позволило мне выжить -- отпрыгнуть за доли секунды до ее наезда на меня. Когнитивное искажение, вызванное латеральной ингибицией, позволило мне выжить, спасло мне жизнь.
Религиозный опыт -- всегда когнитивные искажения. Приведу пример. Антрополог, изучающий хинду, практикует хинду для лучшего понимания. Он заворожён образом Джаганнатхи
и решается посетить праздник Джаганнатха пури, когда идолы выносятся из храма, как это первыми придумали делать египтяне.
Но, проблема в том, что он -- европеец, значит неприкасаемый. И его не пускают в храм. У него это вызывает стресс. Но случайно один его знакомый индус из хорошей касты, оказывается в храме и выносит оттуда прасад -- еду Джаганнатхи.
Собыие совершенно случайное, но крайне символическое для антрополога. Встреча его с Джаганнатхой все же состоялась. Антрополог когнитивно исказил реальность, избежав депрессии и, наоборот, получив психологическое удовлетворение. Его опыт для хинду является религиозным и, более того, повторяемым для адептов хинду.
Или мой личный опыт. Ко мне на конференцию приехал крупный специалист по талмудической логике из Бар-Илана. Я его повел в Рему-синагогу в Кракове. Он ушел ближе к биме (алтарю). Я остался в последних рядах. В синагоге была большая группа неизвестных нам религиозных израильтян. Молитвенные чины отличаются часто заметно (хотя все базовые молитвы одни и те же). Чин израильтян несколько отличался от того молитвенника, который я взял на полке. Но... По правую руку от меня стал один израильтянин и очень отчетливо произносил всю молитву вслух. Это позволило мне быть со всеми и следовать общему чину. Затем в синагогу вошел местный "еврей" и стал вдалеке по левую руку. Он не молился, а явно имитировал молитву. Когда он входил, я сразу знал, что он не человек, а йецер а-ра (бес). Но благодаря тому, кто стоял рядом по правую руку, я был защищен от беса. Человек рядом был ангелом. Ситуация ангела по правую руку и беса по левую является благоприятным знаком еще со времен аккадских оменов.
Это пример символической интерпретации события. Этот опыт также был когнитивным искажением реальности, но благоприятным социальному общению. Это была суббота. И местный "еврей" зашел в синагогу с авоськой, под конец молитвы. Это вне адекватных социальных ролей. Латеральная ингибиция, поэтому, выхватила его и религиозная символика оценила его как образ искушения, негативный образ.
Итак, данный мой опыт был когнитивным искажением реальности в русле религиозной символики, но благоприятным социальным связям.
Мир меняется, меняются наши социальные связи и меняются, как следствие, наши типичные когнитивные искажения, которые позволяют нам выживать.
В истории человечества есть период, который называется осевым временем (6-5 вв до н.э.). В это время человечество в лице нескольких народов (греки, евреи, сирийцы, вавилоняне, иранцы, индусы) резко поумнело и впервые возникает рациональный дискурс -- эпические описания, проза, прото-логическое мышление. Роль религиозного опыта в жизни людей сокращается. Люди меньше галлюцинируют.
Сейчас религиозный опыт в связи с появлением новых технологий тоже стал другим, но об этом как-ниудь в другой раз