50 лет лет назад, когда политорректность и формализм еще окончательно не завладели умами людей, прогресс двигался семимильными шагами. Исследователями двигала не столько корысть, сколько азарт и трепет перед неизведанным, мир менялся настолько быстро, что человеческие возможности казались безграничными.
Чтобы понять насколько быстро развивались технологии в те времена, достаточно напомнить, что между первым полетом человека в космос и высадкой на Луну прошло всего 8 лет. Самолеты, поднявшиеся в воздух 50 лет назад производятся и летают до сих пор, при этом выглядят и воспринимаются вполне современно:
А летательные аппараты, эксплуатировавшиеся за 50 лет до первого полета "Конкорда" выглядели примерно так:
Буквально за одну человеческую жизнь мир сжался в десятки раз. Путешествия на которые еще в начале XX века люди тратили дни и даже недели к середине столетия совершались за несколько часов. Целью разработчиков "Конкорда" было уменьшить шарик еще вдвое: реактивные самолеты конца 60-х летали со скоростью около 1000 километров в час, крейсерская скорость "Конкорда" должна была превысить 2000 км\ч. Разработка сверхзвукового коммерческого самолета началась в 1962 году, а уже 2 марта 1969 года лайнер поднялся в воздух. От идеи до практической реализации прошло всего 7 лет - невероятные темпы для эпохи в которой не было интернета, 3D-моделирования и суперкомпьютеров.
Примечательно, что "Конкорд" не успел стать первым сверхзвуковым коммерческим лайнером, оторвавшимся от земли, его на два месяца опередил советский Ту-144, который впервые взлетел 31 декабря 1968 года. Советский аналог "Конкорда" поставили на крыло еще быстрее - всего за 3,5 года, во многом благодаря высококлассному промышленному шпионажу со стороны СССР, который и обусловил невероятное внешнее сходство двух проектов:
Несмотря на крайне быстрые темпы разработки, в коммерческую эксплуатацию оба лайнера были введены только во второй половине 1970-х. Романтический запал быстро разбился об бытовуху - рентабельностью в сверхзвковых пассажирских перевозках даже не пахло. Необходимость преодолевать сопротивление воздуха на сверхскоростях требовала огромных энерго-, а значит и топливозатрат. Самолет расходовал 20 тонн топлива в час, при том что способен был брать на борт не более 100 человек. Себестоимость билетов в таких условиях составляла несколько тысяч долларов в одну сторону. Билет Лондон - Нью-Йорк - Лондон обходился пассажирам в $10500, и даже при такой цене компании продавали их себе в убыток.
По этой причине век сверхзвуковых лайнеров оказался недолгим. Ту-144 провел в воздухе всего несколько месяцев, в СССР не было людей, способных отдавать несколько тысяч рублей за билет в одну сторону, а субсидирование таких перевозок было слишком затратным делом даже для Советского Союза. На капиталистическом Западе "Конкорд" оставался имиджевым проектом более четверти века, пока построенные в 1970-е самолеты не выработали свой ресурс. Поддерживать на плаву убыточный проект у перевозчиков не было желания. Сегодня оставшиеся в целости самолеты превращены в музейные экспонаты, один из "Конкордов" встречает пассажиров в парижском аэропорту имени Шарля де Голля:
К сожалению пик развития авиаотрасли пришелся как раз на эпоху "Конкорда". Начиная с 1970-х авиацию перестала двигать романтика и вера в человеческие сверхспособности, на смену пришли сухой расчет и его величество бизнес. Весь прогресс в авиастроении на протяжении последних 40-50 лет направлен строго на извлечение прибыли и ограничен проблемами экономичности, шумности и пассажировместимости. Самолеты стали медленнее, досмотры беспощаднее, а карта маршрутов заметно поредела. Ложкой мёда во всей этой истории стали лоукосты, которые по сути превратили самолеты в авиамаршрутки, а авиацию из роскоши в средство передвижения, но это уже совсем другая история.
Нравится то, что я делаю? Поддержи проект:
Еще немного об авиации:
01.
Путешествие на поезде в Национальный аэропорт Минска02.
Полет над Минском на вертолете Ми-203.
Один день из жизни минского аэроклуба. Репортаж с высоты 3000 метров04.
Возрождение российской авиации05.
Минск авиационный. Город, который мы потеряли06.
Как выглядит агрессивный маркетинг по-белорусски07.
В США пассажирку сняли с рейса за глубокое декольте08.
Маразм крепчает. Авиакомпании запрещают проносить ноутбуки в салон самолета09.
Где деньги, Зин?10.
Под крылом самолета11.
А вы любите летать?12.
ФОТОФАКТ. Ракетный комплекс С-300 в центре Минска13.
Фестиваль «70 Лет Мирного Неба». Аэростаты и концлагерь14.
Фестиваль «70 Лет Мирного Неба». Авиация15.
Фестиваль Пронебо 2016 Подписаться на обновления