Кировоград. Общественный транспорт

Jul 23, 2017 10:55



Во многих городах бывшего СССР в 90-е, а потом и в 2000-е годы система общественного транспорта была поставлена на грань выживания. Денег на обновление и даже поддержание на ходу старого подвижного состава у властей не хватало, вместо привычных автобусов и троллейбусов в рейсы вышли полчища маршруток.



Примерно такая же ситуация произошла и в украинском Кировограде. Начиная с середины 1990-х начался упадок общественного транспорта, автобусные маршруты исчезали один за другим, сегодня во всем областном центре их осталось всего три:



Каким-то чудом сохранилась троллейбусная сеть, которой 4 ноября этого года должно исполниться 50 лет. Несмотря на то, что троллейбус в Кировограде тоже методично уничтожали, он выжил, во многом благодаря самоотверженности сотрудников Кировоградэлектротранса, которые в начале 2000-х из более 100 убитых ЗиУ-9 собрали 30 ходовых. Затем, в середине 2000-х город закупил троллейбусы Днепропетровского завода "Южмаш" - модели ЮМЗ Т2:



Сегодня по городу ездит шесть таких машин:



И снаружи и изнутри они выглядят как привет из 90-х:



Видны попытки их как-то подлатать, но общее впечатление от поездки негативное, подвеска убитая, все дребезжит, очень шумно:



Компостеры старые с ручкой, не встречал таких уже лет 10-15:



Стоимость проезда на троллейбусе - 2,5 гривны, за безбилетный проезд штраф 50 гривен:



Но безбилетный проезд практически исключен, так как на маршрутах работают кондукторы (женщина в сером переднике) и всех обилечивают:



На момент распада Советского Союза в Кировограде работало 11 троллейбусных маршрутов, в начале 2000-х их осталось всего два, при этом троллейбусная сеть иногда сутками простаивала без электричества из-за долгов перед энергетиками. Сегодня троллейбус возрождается, количество маршрутов увеличилось до четырех, а в ноябре 2016 года город закупил сразу 20 новеньких троллейбусов Днипро Т103:



Когда я увидел их в первый раз, сразу почувствовал сильное дежавю, и действительно, оказалось, что Днипро Т103 это копия белорусского МАЗа Т103, который у нас выпускают с начала 2000-х. И даже не копия, по сути это и есть МАЗ - троллейбус собирают в Днепропетровске из готовых белорусских машинокомплектов:



Из украинского в них только шильдик:



Внутри все то же самое, что и в наших минских троллейбусах:



Не считая контингента, давно не припомню, чтобы у нас в общественном транспорте открыто распивали алкоголь:



Валидаторов в модели Т103 тоже нет, но компостеры висят знакомые, точно такие же были установлены в минских троллейбусах до их замены 3 года назад:



Интересно, что надпись возле места для инвалидов продублирована на двух языках, скорее всего русскоязычная наклейка приехала из Минска в составе машинокомплекта:



Вместимость этих троллейбусов - 83 человека, из них 25 сидячих мест и одно место для инвалидной коляски:



Закупка новых машин - это отличная новость для города, сильный толчок для дальнейшего развития сети. Однако, главный минус общественного транспорта в Кировограде - это даже не малое количество маршрутов, а интервал хождения - троллейбус ходит 1-2 раза в час:



Неудивительно, что горожане не относятся к нему как к транспорту всерьез - с такими интервалами практически невозможно планировать поездки. Основные пользователи троллейбуса в городе - пенсионеры, которые к тому же имеют право на бесплатный проезд.



Интересно, что когда-то в Кировограде была и трамвайная сеть. Елисаветградский трамвай был запущен 13 июля 1897 года и стал четвертым во всей Российской империи после киевского, нижегородского и днепропетровского. Причем Днепропетровск (тогда Екатеринослав) опередил Кировоград всего на 17 дней, там трамвайную линию открыли 26 июня. Во время Второй мировой трамвайная сеть Кировограда сильно пострадала, и ее решили не восстанавливать, тем не менее в 1997 году на улице Дворцовой, по которой проходила одна из трамвайных линий, поставили памятник первому трамваю:



Сегодня, уже 120 лет спустя, настоящими хозяевами города являются маршрутки:



В Кировограде их целые полчища, частники обслуживают более 30 маршрутов:



На самые загруженные линии ставят вот такие автобусы БАЗ А081 "Василек" Черниговского автозавода, собранные на шасси индийского Ashok Leyland Eagle:



А на всех остальных катаются "Дельфины" того же завода, собранные на шасси российской "Газели":



Внутрь набивается столько народу, сколько может влезть, для стоячих пассажиров предусмотрены поручни:



Маршруточное лобби очень сильное, об этом говорит хотя бы тот факт, что даже мэра города отказались везти в "Дельфине" бесплатно, несмотря на полагающуюся ему льготу:



Такая мафия сильно сдерживает развитие полноценного транспорта, при этом заставляя горожан тратить больше - стоимость проезда в маршрутке стоит 4 гривны - почти в 2 раза дороже, чем в троллейбусе. Пенсионеров бесплатно не возят, несмотря на то, что по закону обязаны.



Отдельно хочу упомянуть остановки, которые тоже являются частью транспортной инфраструктуры. В центре города они образцово-показательные, кое-где даже установлены электронные табло, показывающие время до прибытия следующего троллейбуса:



Интересно, что мэр города и его секретарь увековечили свои имена на остановочных табло, прямо как папы римские, те тоже любили выбивать свои имена на всех значимых объектах, которые строились в годы их правления:



Здесь проектировщики пошли еще дальше и оборудовали павильон торговым киоском и солнечными панелями:



Однако большая часть городских остановочных павильонов - наследие СССР (запрещен в Украине):



Примечательно, что в разных частях города дизайн остановок отличается:



Здесь интересно как перед остановочным павильоном асфальтовая дорога переходит в брусчатку:



Эту остановку, судя по дизайну, устанавливали еще в 70-е:



Однако самый колоритный остановочный пункт попался мне на глаза в частном секторе микрорайона Балка на улице Александрийской. Здесь три доски просто прибиты на пень, это не шутка, здесь действительно ждут транспорта люди и останавливаются маршрутки:



Последний вид общественного транспорта, без которого обзор был бы неполным - это такси:



Служб такси в Кировограде пруд пруди, но никаких особых требований к автомобилям операторы, судя по всему, не предъявляют. Если в Минске давно уже запретили эксплуатацию автомобилей старше 10 лет, а в Москве старше 5 лет, то в Кировограде свободно катаются Жигули с плафонами:



В общем и целом общественный транспорт Кировограда находится в плачевном состоянии, радует, что коммунальщики все же взялись за возрождение полноценных маршрутов:



Надеюсь, в скором времени у кировоградцев получится победить маршрутчиков и возродить нормальный общественный транспорт.

А у вас в городе сохранился ОТ? Или маршрутчики тоже захватили власть и не дают коммунальщикам развернуться? На чем вы предпочитаете ездить, на полноценном транспорте или на маршрутке?

Нравится то, что я делаю? Поддержи проект:



Посты об Украине:

01. Киевский фуникулёр
02. Кировоград. Медвежий угол в центре Украины
03. Харьков - бывшая столица Украины
04. Одесса. История невероятного совпадения
05. Чернобыльский район. Зона отчуждения
06. Возвращение из зоны отчуждения. Граница
07. ФОТОФАКТ. Московский автовокзал в Киеве
08. Украинки изнывают от жары
09. Клуб Путина на Украине. Правда или фейк?
10. Украина встает с колен
11. На каком языке говорят белорусы?
12. Статус русского языка на Украине
13. Не раскрывай Путину свои секреты!
14. Декоммунизация по-украински
15. Минское пиво. Сварено в Украине

Подписаться на обновления

Украина, транспорт, репортаж, Кировоград

Previous post Next post
Up