Во многих городах бывшего СССР в 90-е, а потом и в 2000-е годы система общественного транспорта была поставлена на грань выживания. Денег на обновление и даже поддержание на ходу старого подвижного состава у властей не хватало, вместо привычных автобусов и троллейбусов в рейсы вышли полчища маршруток.
Примерно такая же ситуация произошла и в украинском Кировограде. Начиная с середины 1990-х начался упадок общественного транспорта, автобусные маршруты исчезали один за другим, сегодня во всем областном центре их осталось всего три:
Каким-то чудом сохранилась троллейбусная сеть, которой 4 ноября этого года должно исполниться 50 лет. Несмотря на то, что троллейбус в Кировограде тоже методично уничтожали, он выжил, во многом благодаря самоотверженности сотрудников Кировоградэлектротранса, которые в начале 2000-х из более 100 убитых ЗиУ-9 собрали 30 ходовых. Затем, в середине 2000-х город закупил троллейбусы Днепропетровского завода "Южмаш" - модели ЮМЗ Т2:
Сегодня по городу ездит шесть таких машин:
И снаружи и изнутри они выглядят как привет из 90-х:
Видны попытки их как-то подлатать, но общее впечатление от поездки негативное, подвеска убитая, все дребезжит, очень шумно:
Компостеры старые с ручкой, не встречал таких уже лет 10-15:
Стоимость проезда на троллейбусе - 2,5 гривны, за безбилетный проезд штраф 50 гривен:
Но безбилетный проезд практически исключен, так как на маршрутах работают кондукторы (женщина в сером переднике) и всех обилечивают:
На момент распада Советского Союза в Кировограде работало 11 троллейбусных маршрутов, в начале 2000-х их осталось всего два, при этом троллейбусная сеть иногда сутками простаивала без электричества из-за долгов перед энергетиками. Сегодня троллейбус возрождается, количество маршрутов увеличилось до четырех, а в ноябре 2016 года город закупил сразу 20 новеньких троллейбусов Днипро Т103:
Когда я увидел их в первый раз, сразу почувствовал сильное дежавю, и действительно, оказалось, что Днипро Т103 это копия белорусского МАЗа Т103, который у нас выпускают с начала 2000-х. И даже не копия, по сути это и есть МАЗ - троллейбус собирают в Днепропетровске из готовых белорусских машинокомплектов:
Из украинского в них только шильдик:
Внутри все то же самое, что и в наших минских троллейбусах:
Не считая контингента, давно не припомню, чтобы у нас в общественном транспорте открыто распивали алкоголь:
Валидаторов в модели Т103 тоже нет, но компостеры висят знакомые, точно такие же были установлены в минских троллейбусах до их замены 3 года назад:
Интересно, что надпись возле места для инвалидов продублирована на двух языках, скорее всего русскоязычная наклейка приехала из Минска в составе машинокомплекта:
Вместимость этих троллейбусов - 83 человека, из них 25 сидячих мест и одно место для инвалидной коляски:
Закупка новых машин - это отличная новость для города, сильный толчок для дальнейшего развития сети. Однако, главный минус общественного транспорта в Кировограде - это даже не малое количество маршрутов, а интервал хождения - троллейбус ходит 1-2 раза в час:
Неудивительно, что горожане не относятся к нему как к транспорту всерьез - с такими интервалами практически невозможно планировать поездки. Основные пользователи троллейбуса в городе - пенсионеры, которые к тому же имеют право на бесплатный проезд.
Интересно, что когда-то в Кировограде была и трамвайная сеть. Елисаветградский трамвай был запущен 13 июля 1897 года и стал четвертым во всей Российской империи после киевского, нижегородского и днепропетровского. Причем Днепропетровск (тогда Екатеринослав) опередил Кировоград всего на 17 дней, там трамвайную линию открыли 26 июня. Во время Второй мировой трамвайная сеть Кировограда сильно пострадала, и ее решили не восстанавливать, тем не менее в 1997 году на улице Дворцовой, по которой проходила одна из трамвайных линий, поставили памятник первому трамваю:
Сегодня, уже 120 лет спустя, настоящими хозяевами города являются маршрутки:
В Кировограде их целые полчища, частники обслуживают более 30 маршрутов:
На самые загруженные линии ставят вот такие автобусы БАЗ А081 "Василек" Черниговского автозавода, собранные на шасси индийского Ashok Leyland Eagle:
А на всех остальных катаются "Дельфины" того же завода, собранные на шасси российской "Газели":
Внутрь набивается столько народу, сколько может влезть, для стоячих пассажиров предусмотрены поручни:
Маршруточное лобби очень сильное, об этом говорит хотя бы тот факт, что даже мэра города
отказались везти в "Дельфине" бесплатно, несмотря на полагающуюся ему льготу:
Такая мафия сильно сдерживает развитие полноценного транспорта, при этом заставляя горожан тратить больше - стоимость проезда в маршрутке стоит 4 гривны - почти в 2 раза дороже, чем в троллейбусе. Пенсионеров бесплатно не возят, несмотря на то, что по закону обязаны.
Отдельно хочу упомянуть остановки, которые тоже являются частью транспортной инфраструктуры. В центре города они образцово-показательные, кое-где даже установлены электронные табло, показывающие время до прибытия следующего троллейбуса:
Интересно, что мэр города и его секретарь увековечили свои имена на остановочных табло, прямо как папы римские, те тоже любили
выбивать свои имена на всех значимых объектах, которые строились в годы их правления:
Здесь проектировщики пошли еще дальше и оборудовали павильон торговым киоском и солнечными панелями:
Однако большая часть городских остановочных павильонов - наследие СССР (запрещен в Украине):
Примечательно, что в разных частях города дизайн остановок отличается:
Здесь интересно как перед остановочным павильоном асфальтовая дорога переходит в брусчатку:
Эту остановку, судя по дизайну, устанавливали еще в 70-е:
Однако самый колоритный остановочный пункт попался мне на глаза в частном секторе микрорайона Балка на улице Александрийской. Здесь три доски просто прибиты на пень, это не шутка, здесь действительно ждут транспорта люди и останавливаются маршрутки:
Последний вид общественного транспорта, без которого обзор был бы неполным - это такси:
Служб такси в Кировограде пруд пруди, но никаких особых требований к автомобилям операторы, судя по всему, не предъявляют. Если в Минске давно уже запретили эксплуатацию автомобилей старше 10 лет, а в Москве старше 5 лет, то в Кировограде свободно катаются Жигули с плафонами:
В общем и целом общественный транспорт Кировограда находится в плачевном состоянии, радует, что коммунальщики все же взялись за возрождение полноценных маршрутов:
Надеюсь, в скором времени у кировоградцев получится победить маршрутчиков и возродить нормальный общественный транспорт.
А у вас в городе сохранился ОТ? Или маршрутчики тоже захватили власть и не дают коммунальщикам развернуться? На чем вы предпочитаете ездить, на полноценном транспорте или на маршрутке?
Нравится то, что я делаю? Поддержи проект:
Посты об Украине:
01.
Киевский фуникулёр02.
Кировоград. Медвежий угол в центре Украины03.
Харьков - бывшая столица Украины04.
Одесса. История невероятного совпадения05.
Чернобыльский район. Зона отчуждения06.
Возвращение из зоны отчуждения. Граница07.
ФОТОФАКТ. Московский автовокзал в Киеве08.
Украинки изнывают от жары09.
Клуб Путина на Украине. Правда или фейк?10.
Украина встает с колен 11.
На каком языке говорят белорусы?12.
Статус русского языка на Украине13.
Не раскрывай Путину свои секреты!14.
Декоммунизация по-украински15.
Минское пиво. Сварено в Украине Подписаться на обновления