Аранская улица протяженностью 1300 м является продолжением Могилевской улицы от перекрестка с улицей Володько в восточном направлении, проходит под железнодорожным путепроводом, пересекается с улицей Маяковского, далее - по мосту через реку Свислочь, пересекается с железнодорожной веткой, далее справа к ней примыкает Индустриальная улица, заканчивается за путепроводом над улицами Ленина и Тростенецкой, продолжается Партизанским проспектом.
Аранская улица на плане Минска. 2023.
Улица на протяжении своей истории в документах именовались и на планах города обозначалась в виде следующего топонимического ряда исторических форм годонима: Оранская (1911, 1914, 1923, 1926), Аранская (1933, 1936), Аранского (1939), Оранского (1940), Фабричная (нем. Fabrik straße 1941-1944), Аранского (1951, 1954), Оранского (1967), Аранская (с 1967).
Происхождение названия улицы связывают с названием местности - Аранская от пригорода Ораны или одноименного урочища, но упоминаний о таковых в документах не встречал. Более того, местность эта относилась к пригородным минским урочищам Серебрянка и Три Корчмы, разделенных рекой Свислочь; рядом с последним упоминалось еще урочище Сидоровка. Годоним толкуют также от основы орь - пашня; от того же белорусское араць - пахать; ораны - пахари. С конца 1930-х годов название улицы Оранская-Аранская трансформировалось в улицу Оранского-Аранского. В справочниках встречалось одновременно несколько вариантов написания этой улицы. Например, фабрика «Коммунарка» обозначалась на улице Оранского, а троллейбусные маршруты по улице Аранской. С 1967 года эту оплошность городские власти исправили.
Выскажу предположение о патронимическом происхождении годонима, основанному на выписке из кагального документа:
О праве владения. 09.06.1808.
Как означено в документе: «до заставы, по дороге в Комаровку, где перекрещиваются пути, из коих один ведет в Комаровку, а другой в Шлепно (имение?) помещика Арановского». Шлепно - Шейпичи?
Застройка описываемой местности связана с сооружением Московско-Брестской железной дороги. Проект каменных опор моста Московско-Брестской железной дороги через Свислочь составлен в 1870 году.
Железнодорожный мост через Свислочь. 1901. Фото Моисея Наппельбаума. 2019. Фото Дмитрия Наумова.
Конструкция моста «МБЖД над Свислочью в Минске» изменена, вероятно, в конце 1940-х годов. Фрагмент реконструированного моста виден на снимке начала 1950-х годов.
Итак, краткий экскурс в историю Аранской улицы, проложенной в конце XIX-го либо в начале XX века между Игуменским трактом и рекой Свислочью чуть южнее железнодорожного моста МБЖД.
Проектный план Минска. 1896.
Градостроительный план предусматривал прокладку Оранской улицы от ЛРЖД, пересечения ею Игуменского тракта, реки Свислочь до соединения с Речицкой улицей и далее с Архиерейской. Вдоль южной стороны МБЖД предполагалась прокладка Ново-Ильинской улицы. Квартал 319 в развилке железных дорог и Игуменского тракта с Оранской улицей предполагался для городского скотопригонного двора.
Оранская на плане города. 1910.
Согласно плану Оранская улица застраивалась южнее городской скотобойни, построенной там в 1891 году, и протяженность ее была небольшая - около 250 м. К улице проектировалось примыкание Оранжерейной (позднее Полесская) и Луговой улиц. Пунктиром обозначена, вероятно, дорога через ЛРЖД до Кирилловской улицы (ныне Могилевская).
Список домовладельцев. 1911.
Список домовладельцев с односторонней застройкой Оранской улицы «от р. Свислочь до Игум. тр.» содержит лишь 2 фамилии.
Мост через Свислочь на продолжении Оранской улицы в урочище Три Корчмы спроектировал в 1909 году инженер В. Цивинский, однако соорудили его только в 1917 году на средства военного ведомства. Обозначен на плане города 1930 года, где Оранская улица продолжена до Индустриальной улицы. В 1931 году сделан ремонт Аранского моста. Согласно нивелировке городских мостов 1931 года, Аранский мост: У.В.В. = 194.048, У.М.В. = 192.024.
Строительство фабрики «Коммунарка». 01.05.1930.
В 1929-1931 годах на окраине города на пустыре, носившем тогда наименование «Три корчмы», развернулась одна из строек первой пятилетки СССР - построен 3-этажный производственный корпус для новой механизированной кондитерской фабрики «Коммунарка» (Оранского, 18).
В марте 1934 года на Индустриальной улице введена в эксплуатацию ТЭЦ-2 мощностью 6,8 тыс. кВт.
В 1939 году застройка улицы Аранского состояла из 23 домов: № 1-25, 2-20 - 3 о/м.
Во время немецкой оккупации ТЭЦ-2 по сведениям советских партизан «обслуживает электростанцией всю промышленность Минска и гарнизоны немцев».
Из воспоминаний Эллы Ланиной (Плоткиной): «В конце 1941 года нас перевели в детский дом, который располагался в районе ул. Оранского, недалеко от нынешней ТЭЦ-2. Вокруг были развалины, уцелело лишь двухэтажное здание бывшего детского сада. Помню, что из-за постоянного голода и холода мы часто болели. На теле появились раны, в которых роились вши. Меня и сестру перевели в детский изолятор (детский дом № 9), который в начале 1942 года находился по ул. Базарной в деревянном одноэтажном доме».
Оранского. 1941.
На снимке начало улицы, на которой была расстреляна отступавшая из города колонна советских грузовиков с солдатами. На втором плане насыпь железной дороги с мостом через Свислочь.
По воспоминаниям Леонида Александровича: «28 июня в город вошли передовые части немцев. Они шли по Могилевскому тракту в направлении улицы Аранской. Авангард дошел до взорванного моста через Свислочь и остановился, подтянулись и дальние войска. В сторону реки отправили разведчиков, дабы те отыскали переправу. В этот момент произошла трагедия. По улице Свердлова к Червенскому рынку на восток прорывались около сотни красноармейцев. Ехали они на машинах. За переездом (тогда еще улицу не углубили для проезда автомобилей и не построили железнодорожный мост) они наткнулись на фашистов. Те открыли шквальный огонь, и красноармейцы полегли. Их позже и похоронили неподалеку (сейчас на этом месте АЗС). Во время реконструкции улицы Свердлова останки были эксгумированы и перезахоронены в братской могиле».
Согласно другим воспоминаниям, «Немцы красноармейцев положили всех и трупы несколько дней лежали на жаре. Потом приехала похоронная команда и всех похоронили, но что примечательно, рядом поставили несколько своих березовых крестов хотя сколько погибло немцев непонятно. По словам отца, красноармейцев было около сотни».
Фрагмент немецкой карты Minsk. Nicht für die Öffentlichkeit bestimmt. 1942.
Главная транспортная магистраль оккупантов выделена улицами Южная (довоенная Свердловская) - Фабричная (довоенная Оранского) - Могилевская (довоенное шоссе), к последней примыкала улица «В петле» (нем. In der Schleite, довоенная Ворошилова). На карте обозначена железнодорожная ветка к мясокомбинату, которой сейчас нет, и к ТЭЦ-2. На углу с Полесской улицей размещалось некое оккупационное абитражное подразделение (нем. Schlichtereiabtellung 619).
Во время войны кондитерская фабрика «Коммунарка» была разрушена. Восстановлена в 1944 году, позднее реконструирована (Оранская, 18). К слову, на фабрику «Коммунарка» было поставлено 45 вагонов с оборудованием шоколадной фабрики Берлина.
После войны на улице упоминались фотография артели «Фото» Мингопромсовета (Аранского, 4).
Аранская, 13 и 11. 1965е.
На снимке общий вид застройки нечетной стороны улицы 3-этажными домами. Дома № 11 и 13 возведены в 1949 году, возможно, немецкими военнопленными. Прежде там работали продуктовый и промтоварный магазины.
Аранская. 07.11.1972.
На снимке праздничная демонстрация тракторостроителей в честь 55-летия Октябрьской революции передвигается в центр города. На заднем плане 3-этажное административное здание постройки конца 1930-х годов (Аранская, 9).
Улица Аранская. 07.11.1970е.
Вид улицы в сторону Партизанского проспекта. На переднем плане здание холодильника бывшего мясокомбината. Снесено в 2019.
На месте городского мясокомбината в 1965 году открыто еще одно производственное подразделение Минского завода медицинских препаратов Минздрава СССР, ныне филиал РУП «Белмедпрепараты» (Маяковского, 1 / Аранская).
На противоположной стороне улицы в 1964 году в 4-этажном здании разместился Всесоюзный НИИ по производству блюд из картофеля, ныне концерн «Белгоспищепром». Здание планировалось снести для строительства 2-х уровневой развязки на пересечении улиц Маяковского и Аранской, однако проект упростили и его отреставрировали с использованием бежевого керамогранита (Аранская, 6 / Полесская, 2). Рядом бизнесмены из Азербайджана построили бизнес-центр Caspian Plaza (Аранская, 8).
Улица Аранская. 07.11.1970е.
Общий вид улицы в сторону улицы Маяковского «с видом на Червенский рынок до его реконструкции, так справа ещё и здание по тогдашнему адресу Маяковского, 5. Там был учебный комбинат Министерства мясной и молочной промышленности. Здание снесли примерно в 1980-х, при реконструкции перекрестка и прокладки трассы на Могилёвскую».
Начало Аранской улицы. 2014. Яндекс.
Железнодорожный путепровод над Аранской улицей у ее прямого соединения с новой трассой Могилевской улицы сооружен в 1980-х годах. Северин Квятковский вспоминал: «У маім дзяцінстве чыгуначнага моста не было, праз чыгунку пераходзілі па пераходзе. Я ў той раён хадзіў у школу, яго называлі Арцель - па вуліцы Артылерыстаў. І вось на пераходзе стаялі хлопцы з Арцелі, і, каб перайсці, трэба было або заплаціць 20 капеек, або назваць поўны склад мінскага «Дынама», або назваць 20 металічных каманд. Я называў 20 металічных каманд.»
Узел транспортной развязки. Конец 1970х.
На снимке вид перекрестка улиц Аранская - Ленина - Партизанский проспект.
В конце 1990-х годов этот перекресток реконструирован путем сооружения 2-уровневой развязки с прокладкой Тростенецкой улицы по трассе бывшего там Аранского переулка. К тому же был сооружен железнодорожный путепровод над улицей Ленина.
Аранская до реконструкции. Начало 2000х.
Так выглядела Аранская улица до реконструкции - по два ряда в каждую сторону и частые заторы со стороны Партизанского проспекта.
В 2014 году в планах реконструкции перекрестка улиц Аранская - Маяковского было строительство 2-уровневой развязки, но в конечном итоге проект упростили и устройство транспортной развязки в разных уровнях в ближайшее время посчитали нецелесообразным.
Аранский мост. 20.10.2019. Фото Владислав Чехович.
3-пролетный мост через Свислочь длиной 51 м и шириной 20 м построен в 1956 году. Свислочь чистили и под мостом на Аранской. А сам мост и частично Партизанский проспект реконструировали.
Аранская улица. 07.11.2020.
Вадим Зеленков: «Проблему частично решили - построили новый мост через Свислочь (его перила видны под знаком, устанавливающим движение в три полосы) и путепровод над Тростенецкой улицей (начинается в сотне метров за зеленым светофором). Стало много свободнее, но перекресток, на котором мы сейчас стоим, всё равно дико загружен - о его сложности можно судить хотя бы по паутине троллейбусных проводов».
Ныне Аранская улица - часть 1-го городского транспортного кольца. По адресации к застройке улицы относятся дома № 9, 11, 13, 13А, 18 (фабрика «Коммунарка»), 22, 24 (Минскэнерго), расположенные между рекой и Тростенецкой улицей.