Краткий экскурс в 50-летнюю историю одного из бывших минских рынков. Первое упоминание о необходимости открытия рынка на Суражской улице увидел в газетной заметке от 12.07.1922.
Звезда. 12.07.1922.
«В целях благоустройства города, свободного проезда и передвижения публики, президиумом Горисполкома признано нужным расширить площадь Коломенского базара, а также открыть базар по Суражской ул. (возле Александровского вокз.) на месте сгоревших построек».
Ранее, в январе 1922 года, упоминался некий «Койдановский базар № 38» с непонятной локацией, где находился торговый пункт Единого потребительского общества № 7, в котором была «открыта продажа всему населению фабрикатов табачной и кондитерской фабрики ЕПО, а также других товаров: папирос, гильз, мармеладу, лампового стекла, стаканов, кружек, посуды и др.»
Спустя год внимание Комхоза обращалось на болотистый участок с противоположной стороны Московской улицы, «который, благодаря близости к полотну дороги, мог бы быть засыпан несколькими составами балласта и использоваться под базар, в котором ощущается большая потребность в нашем районе».
В 1926 году Суражский базар уже работал - там упоминалась рабочая лавка № 43, киоск № 6 Справочно-информационной конторы Белорусского управления связи.
В дни октябрьских праздников 1939 года для удобства колхозников, приезжающих с товарами на Суражский рынок, там открылась чайная-закусочная на 120 мест.
Во время немецкой оккупации в Минске работали три рынка - Суражский, Сторожевский и Червенский. «Продажа крупного рогатого скота, лошадей, убой скота категорически запрещены. Немцы произвели перепись скота, свиней и птицы, и без их разрешения резать скот нельзя».
Суражский рынок. 1941-1944.
На снимке военного времени вид с насыпи к Бетонному мосту на плотно запруженную народом огороженную территорию Суражского рынка.
Суражский рынок. 1941-1944.
На снимке несколько иного ракурса вход на Суражский рынок, перед которым выстроилось несколько больших очередей покупателей. Справа, вероятно, кирпичные корпуса химико-фармацевтического завода.
Суражская улица на повороте. 1941.
Фрагмент Суражского рынка с частично разрушенными постройками. Здание справа попало еще в два кадра немецких фотографов.
Суражский рынок. 1942.
На снимке военного времени просматриваются заметенные снегом 2 трамвайные линии, перекресток и дом с разрушенной крышей на углу. Большая толпа людей в лютый мороз в очереди за покупками.
Казненный партизан на Суражском рынке. 1943.
На снимке публично повешенный на столбе немецкими оккупантами партизан в целях устрашения и усмирения населения.
Валентина Титовна Поляк (род. 1931) вспоминала: «На Московской улице, где сейчас находится Дом быта, в то время был Суражский базар. Немцы приводили нас туда из школы и заставляли смотреть на то, как вешают партизан [1943]. Эта страшная картина стоит перед моими глазами по сей день».
После войны рынок долгое время был неблагоустроен и после атмосферных осадков утопал в грязи. По свидетельству Светланы Урецкой, на рынок несли свои сельскохозяйственные продукты и местные жители, и люди из деревень, телеги и возы становились прилавками. Продавали корзины плетёные красивые, лапти даже продавали. Много сидело частных мастеров, которые делали бочки деревянные.
Светлана Каткова вспоминала: «В то время [1950-е] мы определенно не голодали. В магазине, мне кажется, было всё, в том числе импортные продукты. Были крабы и икра, но, видимо, стоили они не дешево, потому что такие деликатесы были только на праздничном столе. И в коммуналке, и тем более, когда папа построил дом, у нас всегда было много гостей, к папе приходили коллеги. Мама готовила угощения, одним из ее фирменных блюд был фаршированный молочный поросенок. Покупали его на Суражском рынке». На нем крестьяне продавали овощи, фрукты, мясо, молочные продукты. Основным же товаром было сало, а вторым названием рынка - «сальник». На территории базара был продовольственный и хозяйственные магазины. Очень удобно: продали продукты, купили все необходимое. За городскими продуктами сельчане могли сходить в шикарный гастроном на Московской.
Домой уезжать тоже было удобно: недалеко вокзал, а совсем рядом - пригородная автостанция «Товарная», которая размещалась в деревянном павильончике - три кассы, диспетчерская и даже зал ожидания. Позже «Товарная» была перенесена на другую сторону улицы, возле завода медпрепаратов. Тогда построили небольшое современное здание, а в 90-е станция закрылась, теперь на ее месте заправка.
В конце концов, власти решили открыть новый Суражский рынок по улице Проводной. Перенос рынка также был связан со строительством на его территории пенициллинового завода.
В конце базара находились два больших магазина - хозяйственный и промтоварный. Поблизости не было никаких промтоварных магазинов, единственный гастроном был на Московской. Поэтому рынок и пользовался большим спросом. Александр Лондинский вспоминал: «Я помню, как ребёнком ходил с бабушкой на Суражский рынок, который был как раз за нашим двором на Фабрициуса. Двухэтажный «магазин Гринберга» был в ведении промкооперации, там продавали одежду и поделки из льна. Рынок снесли, когда начали строить депо метрополитена, а в здании магазина была база горноспасателей». Хозяева «магазина Гринберга» уехали в Израиль.
Проводная улица. 1970е.
На снимке из семейного альбома Светланы Урецкой - возвращение домой с покупками на рынке.
Суражский рынок на Проводной улице (ныне не существует) работал до 1977 года, пока его территория не попала под застройку депо метрополитена между улицей Фабрициуса и железной дорогой.