Кому как, а для меня обязательным условием плодотворной работы является внутренняя эмоциональная наполненность. И вместе с этим, важным следствием упорного труда становится полное опустошение. Чем важнее и масштабнее работа, тем изможденнее я чувствую себя после ее завершения.
И вернуть меня в привычный мир может только общение с близкими, а так же кино. Хорошее кино. Глубокое кино. Кино такое, что на все времена.
Поэтому речь пойдет сейчас именно про кино. Про второй сезон "Настоящего детектива".
Уверен, что многие пока не смотрели. Поэтому я поделюсь только тем, что у меня наболело за те 12 часов, что я посвятил этой телевизионной постановке. Поделюсь только тем, что увидел, прочувствовал, что позволило мне вернуть себя в полностью работоспособное состояние.
Как и первая часть, "Настоящий детектив" о том, что следует идти до конца во что бы то ни стало. Следует сражаться даже тогда, когда нет ни шансов, ни надежды, ни перспектив. Сражаться даже тогда, когда это теряет всякий личный практический смысл. Потому что на тебя всегда смотрят, на тебя всегда расчитывают, в тебя всегда верят. И даже если ты гибнешь, ничего не пропадает просто так. Жизнь всегда продолжается. И только тот, кто бьется самоотверженно, без всякой надежды на успех, только тот способен изменить хотя бы одну страницу своей книги жизни.
- Ты не с той точки зрения смотришь на небо. Звезд мало, это верно. Но помни - когда-то не было света вообще и была только одна тьма. Кругом одна тьма. - Эти слова героя Метью Макконахи, произнесенные им в заключительной серии первого сезона, становятся девизом и для сезона второго, герои которого бьются, сражаются, терпят катастрофу, но все-таки делают мир на один лучик светлее. даже на два. А точнее - на три. Потому что все три главных мужских персонажа оставили после себя свет, а не тьму. Хотя каждый из них в этой тьме плутал большую часть своей, по сути, бездарной и никчемной жизни.
Но после этой жизни остались Любовь и Вера, которые непреодолимы никаким мраком.
Да, второй сезон полон мрака еще сильнее, чем первый. Больше героев, больше трагедий, больше мрака. Больше внутреннего мрака. Больше блужданий, ошибок, больше преступлений. Но больше и выходов на свет, больше поступков, больше раскаяния. И, конечно, больше надежды.
Во втором сезоне все как в настоящем эпосе. Три героя, три героини, три семьи, три трагедии. Каждый проходит свой путь, который отнюдь не сияет добром. Каждого из них можно назвать подонком, преступником, подлецом. Они слабы, они мстительны, они полны пороков, они готовы на убийство. И вместе каждому из них удается разобраться с собой, расставить самих себя по местам. Понять, что главное, а что второстепенное, то, что можно простить, и то, что не прощают никому. Они идут до конца и побеждают. Самих себя.
А тема взаимоотношений между отцами и детьми в фильме вообще, на наш взгляд, раскрыта почти безупречно. Продуманно, исподволь, рифмованно, и вместе с этим очень человечно. Человечность вообще едва ли не главный нравственный аспект всего фильма, который стал центральной художественной темой. Отсюда и нарочитый урбанизм фона, на котором развиваются события. Человек и пустыня - промышленная и географическая - дают возможность неординарных прочтений тех путей и дорог, которыми проходят герои свой жизненный путь. Путь, венцом которого становится все-таки обретение себя и тех основ, которые составляют саму суть Жизни.
Обращение каждого из героев к свету дает им возможность понять и разобраться, как должен быть устроен мир вокруг. Мир социальный, состоящий из начальников и подчиненных, мэров и губернаторов, людей во всей сложности их отношений. Второй сезон еще в большей степени социальная драма, нежели первый. И эти трое сражаются уже в конце концов не за себя, а за возможность оставить после себя своим близким мир в более чистом и светлом виде.
Постановщикам удалось найти очень деликатный баланс между внешним и внутренним. В фильме есть место и рефлексии, и самоистязанию, и внутренней лени, и внешнему блеску. Контрасты, противоречия, ожидания и предугадывания поступков способны держать зрителя в напряжении не меньшем, чем это было в первой части сериала. Внимательно зрителя не покидает и чувство страха - кем еще может оказаться тот или иной герой: есть ли предел его личного погружения во мрак, что еще такого он мог совершить в прошлом и может ли это прошлое полностью опрокинуться в будущее, раздавив его своей неумолимой тьмой.
И все-таки свет. Свет в конце побеждает. Еще тремя лучиками становится больше в этом мире полумрака, полутеней и полукрасок. Эти вспышки не ярки, они способны осветить только что-то малое вокруг себя, но если смотреть внимательно на небо и сравнить прошлое и ставшее будущим настоящее, то это, конечно, заметно невооруженным глазом.
Поэтому такие фильмы вполне способны наполнить новыми эмоциями, пробудить жажду сделать что-то еще.
Кому как, а по мне так это очень важно.