Тщетные поиски

May 04, 2010 20:14

Сегодня, полистав книгу о пекинских топонимах, пошли искать старый буддийский храм, посвящённый бодхисаттве Дицзану (он же Кшитигарбха) в переулке Синьсы (сначала название писали иероглифами, означающими "переулок Нового храма", но потом "синь" - "новый" заменили на омофон "синь" - "горький"). В книге было сказано, что храм закрыт, теперь его помещения используются как жилые.
Многочисленные списки старых пекинских храмов, кумирен и монастырей, разбросанные по сети, сообщали тот же адрес.
Переулок тихий, в зелёных ясенях и софорах, дома архитектуры самой обычной для старинных переулков, но по большей части, кажется, новые, семидесятых и позже. Из серого кирпича.


Искомый тридцать пятый дом, скрытый за внешней стеной, не был похож на буддийский храм. Самой старой в этом углу переулка выглядела софора.


Старик, который беседовал с соседом у входа в 35 номер, сообщил, что храма нет уже давно.


"Во время землетрясения рухнул". "Это какого года?" - "1976". - "Но ведь оно в Таншане было". - "Здесь тоже трясло". Все здания во дворе дома номер тридцать пять, оказывается, построены уже после землетрясения.
Для соседа всё это было новостью. "Надо же! А я был маленький, всё удивлялся, - почему мама говорит, то-то справа от кумирни, а то-то рядом с кумирней, а вот оно что! И правда была кумирня".
"А ты откуда знаешь, что тут она была?" - спросил меня старик. - "Я в книжке прочитала". - "Уж сколько ничего нет, а они всё пишут. Раньше тоже приходили люди, искали".
Самое разрушительное землетрясение двадцатого века - Таншаньское. По официальным оценкам, двести пятьдесят тысяч жертв, а может быть, и куда больше.
Пекин находился в 140 километрах от эпицентра; оказывается, в городе сотни людей погибли, тысячи домов рухнули. Немало памятников архитектуры пришлось реставрировать. А маленький храмовый комплекс в переулке Синьсы пропал, больше нет ни Парадных ворот, ни кумирни Дицзана, ни кумирни Гуаньинь-матушки. Монахинь там уже, конечно, давно не было; что стало с жильцами, не знаю.
Вход в двор дома номер девять по тому же переулку поверху украшен красивой, но пыльной зелёной черепицей; у меня возникло смутное подозрение, что её некогда сняли с крыши бывшего храма.


Потом мы пошли обратно, на Дунчжимэнь нань сяо цзе; и в начале переулка Надвратной башни (Мэньлоу) я заметила на стене неновую гравировку:


"День Чунъян шестого года Республики. Отделение Тайхэ. Строил Ли Чи".
Шестой год Республики - это 1917 год. Чунъян - осенний праздник, двойной девятки (9 день 9 лунного месяца).
Дома выяснилось, что в 1917 там был ломбард. Настоящая башня для того времени, с толстыми стенами, маленькими окнами. Раньше ещё были железные ворота.
Об этих впечатляющих сооружениях архидиакон Грэй писал: “Ломбарды… строят из кирпича и облицовывают гранитом. За исключением пагод, это самые высокие китайские здания. Они возвышаются над всеми домами в окрестности и напоминают сторожевые башни, каких так много на границах Англии и Шотландии. Обычных окон в них нет, только железные ставни или шторы. Входные двери сделаны из железа и очень прочны”.
Итак, как и следовало ожидать, бывший ломбард устоял во время землетрясения. Хоть и не был облицован гранитом.
Вот и всё, что нашлось.

jhg, фотографии, буддизм

Previous post Next post
Up