По словам Мэн-цзы, Конфуций осуждал «тех, кто изобрёл юн» и полагал, что было бы только справедливым, если бы у них «не было потомства». Юн 俑- скульптурные подобия людей, которые погребали вместе с усопшим (не знаю, как точнее определить). Итак, если цитата Мэн-цзы точна, Конфуций считал безнравственным и погребение скульптурных подобий людей. О настоящих сопогребениях он ничего не говорит; для него они, видимо, не подлежащее обсуждению безусловное зло.
Всё же в могилы продолжали укладывать статуи и статуэтки юн. NB погребальная утварь носила название «минци», «сосуды света» 明器, или «сосуды для мрака» 冥器, смотря какой иероглиф использовать. Почти омонимично моему китайскому имени 明琪, разница только в тоне второго слога.
Читаю сейчас книгу Ли Биньчэна 李斌城 и пяти других авторов «История жизни общества в эпохи Суй, Тан и Пяти династий» (隋唐五代社会生活史). Пекин, 2004 (2-е издание). И там вот что сказано (приблизительно):
Несмотря на то, что в эпохи Суй, Тан и Пяти династий широко использовались керамические статуэтки как замена живых людей, которых погребали в древности вместе с умершим, практика сопогребений сохранялась. Сопогребения практиковал Ду Фувэй 杜伏威 (ок. 598 - 624), организатор крестьянского восстания в конце династии Суй, позже перешедший на сторону танских правителей (ему даже присвоили фамилию императорской семьи - Ли). Согласно 183 цз. сунского исторического свода «Всеобщее зерцало…» («Цзы чжи тун цзянь»), вместе с погибшими воинами хоронили их жён и наложниц. «Синь Тан шу» (цз. 92) сообщает, что позже Ду Фувэй отменил это установление.
Ну, далее в книге речь идёт о людях, добровольно убивавших или калечивших себя по смерти государя или супруга, это несколько другое.
Вот ещё цитата. Дж.Г. Грэй, напоминаю, это шестидесятые годы девятнадцатого века, пишет: «В древности существовал обычай помещать внутри императорской гробницы статуи слуг и служанок. Конфуций осудил нелепость этой традиции, однако его слова были неверно истолкованы, и примерно с 500 года до н.э. и вплоть до времён императора Цяньлуна, который отрекся от трона в 1795 году, в гробнице императора оставляли не статуи, а настоящих слуг - семейную пару. Несчастных было нетрудно уговорить стать спутниками усопшей особы царской крови, поскольку их семьям выделяли крупную сумму денег. Их основной обязанностью было возжигать благовония и днем и ночью держать зажженными свечи в изголовье и в ногах гроба».
Скажите мне, что это утка, пожалуйста.