Вероятно, не особенно нужная предыстория (значительно длиннее самой истории).
В конце правления династии Хань жил замечательный текстолог Чжэн Сюань (127-200), знаток всех возможных канонов и умелый комментатор. Иногда буквалист, но постоянно мастер. Два его комментария, к "Канону песен" и к "Трём книгам о ритуале", вошли в классический корпус "Тринадцатиканония с толкованиями и пояснениями". Есть предположение, согласно которому он сформировал нынешний корпус "Канона перемен", поделив древние комментарии на "Десять крыльев". Он любил математику, отлично гадал и увлекался астрологией. Долго сидел в тюрьме ни за что. Ещё он упоминается в романе "Троецарствие".
Вот он
А в 226 году родился Ван Би.
Он считается одним из самых ярких философов направления "сюань сюэ" (т.е. "учение о сокровенном"). Учение о сокровенном отказалось от ханьского рационализма; его представители искали непостижимых рассудком оснований бытия. Если ханьцы любовались гармонично устроенным мирозданием и находили отраду в точном вычислении его параметров, то их потомки предпочитали непосредственное созерцание текучего непонятного и неисчислимого бытия, отшатываясь от методичности предшественников. И вот Ван Би написал редкой глубины комментарий к "Канону перемен" (даже слух идёт, что это именно с его подачи Перемены считаются философским текстом). Но он не столько раскрывал глубинные смыслы книги, сколько излагал собственную систему. Умер он совсем молодым, двадцати трёх лет. Ван Би любят дипломники, которые с разной степенью вдохновенности пересказывают посвящённую ему подробную монографию А.А. Петрова.
Так вот.
"Тай пин гуан цзи". Цзюань 317. Души умерших (II) Когда Ван Би писал комментарий к «Переменам», он всё высмеивал учёность Чжэн Сюаня. Сказал даже: «Старикашка ничего не понимал». И вот однажды ночью он услышал стук деревянных башмаков. Кто-то шагал к дому от садовой беседки. Через минуту к нему вошёл некто и представился: Чжэн Сюань.
Гость упрекнул Ван Би: «Вы, сударь, молоды; легковесно играете словами и изобретаете надуманные толкования. Как же вы смеете потешаться надо мной, стариком, и клеветать?» Дух выглядел крайне раздражённым. Закончив речь, он удалился. Ван Би был удручён. Вскоре он заразился чумой и умер.
(Из «Ю мин лу»)