Тексты, построенные по пятеричной матрице, в ряде случаев бывают задуманы как повторение модели мироздания. Таково данное в "Хуайнань-цзы" описание Ясного зала - Мин тана ("Ши цзэ" - 5 цзюань), который и сам по себе должен служить уменьшенной репликой всего космоса. В нём два основных текстовых блока, построенных нелинейно и подчиняющихся одному и тому же алгоритму. Первый мы уже рассматривали достаточно подробно (
http://mingqi.livejournal.com/1715.html и несколько последующих постов с тэгом "Хуайнань-цзы"; здесь частично буду повторяться). Второй - маленький - отделён от первого фразой "Вот устройство Ясного зала". Фактически он не сообщает никакой новой информации: это просто резюме сказанного выше. Если схемы первого блока не всегда аккуратно выверены (думаю, результат порчи текста), то во втором всё идеально. Вот:
6 夏治以衡
Летом управляют при помощи весов
3 春治以規
Весной управляют при помощи циркуля
2 動而法繩
В движении следуют отвесу
4 秋治以矩
Осенью управляют при помощи угольника
1 靜而法準
В покое следуют уровню
5 冬治以權
Зимой управляют при помощи безмена
Центр оказывается двухуровневым: таким образом вводится вертикаль "Небо - Земля" и к пятеричной плоскостной модели мира прибавляется третье измерение. Подобную этой шестичастную структуру можно видеть, например, в известном наборе "шести элементов", где центральный элемент - "почва" - удваивается: к нему прибавлены "злаки". И представьте себе, как только я разобралась в этой модели, оказалось, что о ней уже писал А.М. Карапетьянц ("Теория пяти эелементов и китайская концептуальная протосхема"), который, впрочем, данный фрагмент из ХНЦ не рассматривает.
Да, так вот. Глядя на эту схему мин тана, предполагаешь, что он должен быть двухэтажным в центре. (Уточним, что схема а) раннеханьская, б) упрощённая, раньше и позже мин таны были самые разные). А у мин тана, который построил У-ди, в центре действительно была башня. Видно, планы Лю Аня и У-ди в основе своей совпадали. Так и выходит, что анализ структуры текста может помочь в... ну, скажем, и в истории архитектуры. А прежде всего - в уточнении архитектоники Вселенной, какой она виделась тогдашним людям.