(Расквитавшись с авторефератом, позволил себе дописать про события культурной жизни во время посещения Кавминвод в начале марта.)
И пока в Москве зима на Кавказе уже давно весна!!!
Георгиевск. Парк культуры и отдыха. 10.03.2009 г.
08.03.2009 г. Музей Н.А. Ярошенко (Кисловодск)
09.03.2009 г. «Старший сын» (Георгиевский драматический театр, Георгиевск)
Кисловодск. Музей Н.А. Ярошенко
8 марта по случаю праздника выбрались на курорты. Поскольку везде на Кавминводах стоял холодный зимний туман, поехали в Кисловодск и не прогадали. Кисловодск встретил солнцем и теплом (+14).
В Кисловодске впервые побывал в Музее Н.А. Ярошенко. Столько раз слышал, и даже проходил по территории усадьбы художника, но ни разу не был внутри. Музей - небольшое открытие. Главное - подлинная музейная атмосфера: старинная мебель, паркет и шаркающие тапочки, картины, картины, картины. Картины художника смотреть подлинное удовольствие. В них чувствуется профессионализм и мастерство. Особо близки мне виды Кавказа. Они не яркие и завораживающие, какими обычно хотят его видеть туристы. Они настоящие. Настоящий Бештау, настоящий Домбай, настоящий Эльбрус!!!
И еще картины Ярошенко полны Кавминвод наполнены пустотой. Особенно это чувствуется на полотне «Около Пятигорска» (или как-то так). На нем изображена женщина в платье и широкополой шляпке с детишками какие были в дореволюционный период в степи на фоне Бештау. Мы ехали в Кисловодск и я был поражен как быстро меняется именно это изображенное Ярошенко пространство Кавминвод. Ессентуки и Пятигорск ускоренно растут друг на встречу другу, возникают новые базы, торговые центры, жилые районы. И нет уже привольной степи. А вид на Бештау наполовину закрыт каркасом какого-либо нового магазина. КМВ так изменились за сто лет! И даже на последние 5-10 лет. Странно, но везде, даже в Георгиевске не смотря на кризис стройки не стоят. Города растут. И побираясь по пробкам Пятигорска, обозревая безумную Людмилу так и хочется хотя бы не надолго туда в мир Ярошенко, на простор и в горы. Возвращаясь в Москву и загнивая в офисе с видом на труп ЗИЛа и ТЭЦ-9 понимаешь, что вся наша урбанистическая среда Кавминвод еще простор по сравнению со столицей…
…впрочем я отвлекся от музея Ярошенко. Хороший музей, атмосферный. И спасибо кисловодчанам, настоящим кисловодчанам, которые сохранили могилу художника, помогли создать его музей.
«Старший сын». Георгиевский народный драматический театр.
25 лет прожил в Георгиевске и не разу не был в нашем единственном театре. Поэтому прочитав на афише в центре города о планируемом вечером спектакле «Старший сын» (сцены из провинциальной жизни), вытащил всю семью. Георгиевск вряд ли можно назвать центром театральной жизни, постоянного театра у нас никогда не было. Да и не положен он был среднему по размерам городу. Это скорее представление энтузиастов, которым есть какое-то дело до искусства в наше городе, и которые готовы делиться с другими горожанами своим творчеством. Смотрели «Старшего сына» по произведению А.Вампилова. В целом добрая и местами веселая история об одном дне жизни городской окраины. Отец вспомнил, что видел когда-то фильм по этому произведению, а бабушка читала его. Местами действие занимало и я наслаждался происходящим на сцене. Местами я отвлекался и погружался в рефлексию от происходящего.
Первое. Актеры - в основном молодые ребята и девушки, студенческого возраста, как потом узнал - это был спектакль. Посему по началу они стушевались, но дальше разошлись. Я рад, что эти люди есть в нашем городе. Это в Москве есть у части молодежи традиция похода, уважение к театру и конкурсы в театральные вузы высокие. В Георгиевске традиционное времяпрепровождение молодежи это щелканье семечек на бульваре и в парке и разборки. И как здорово, что не все такие, а есть те, что не пошли в этот вечер в парк, а пошли в театр зрителями и актерами.
Второе. Зрители. В старинном зале ГДК где-то 180-200 мест. На спектакле было 120. Я думал, что будет меньше. И возраста были разные (много молодежи) и вида. Особо приятно видеть людей, которые обели вечерние платья, сделали прически. И все для того, чтобы прийти в театр. Значит это значимо для них и они не случайные зрители, подобно мне узнавшем за 3 часа до этого о спектакле.
Были и цветы (10-12 букетов), конечно не как в Москве - букеты по 5000 руб. (сборы за билеты со всего спектакля были меньше), были простые тюльпаны, гвоздики, нарциссы. Но люди подумали их принести. Приятно.
И еще по оценкам не менее трети присутствовавших были армянами. Учитывая, что в городе их максимум 15-17% населения. Потребность армян в театре в два раза выше, чем у славян. Что косвенно подтверждается тем фактом, что в целом армяне более образованный народ, чем русские. Хотя как в Георгиевске судить не могу - нет статистики.
В остатке. Рад за свой город. Рад за то, что в нем хоть небольшие очаги здоровой культуры. Творческих успехов труппе театра и будь я руководителем города, то я бы через отдел культуры финансово поддерживал бы наш театр.
ЗЫ В Георгиевске обнаружил еще несколько изменений. Они и расстроили и порадовали. В городе потихоньку перестраивается центр. За полгода появились каркас магазина (угол Ленинградской и Калинина), магазина (угол Ленинградской и Тимирязева). Расчислили площадку под строительство на Пятигорской (напротив суда). Возвели большой каркас на Калинина за постом ГАИ. Перестраивают кафе «Сказка» на Октябрьской. И даже активно строится 6-тиэтажка по Гагарина напротив 28-го детского сада. Все это хорошо, только очень сомнительно, что все эти новостройки впишутся в архитектуру города, и здания украсят наш город. Они скорее похожи на те невнятные ангары обшитые пластиком, что заполонили(захламили) Пятигорск. Нельзя не отметить, что в городе появился и один действительно красивый жилой дом (ул. Ленинградская 83) - с парадной лестницей, башнями, флюгерами. Это первый достойный образец архитектуры начала 21 в. в Георгиевске. Сейчас он стоит за высоким забором, но пройдет время сменится власть - здание национализируют, снесут забор и город сможет пользоваться красивым строением, подобно тому, как сейчас музей располагается в доме Белоусова и доме Дара. Побольше бы таких изменений.