Михаил Юрьевич Лермонтов мне близок с детства. Как уроженец Георгиевска, где Лермонтов побывал 13 раза, его стихи о Кавказе тепло воспринимались со школьной скамьи. Помнится 24 года назад после последнего звонка в школе мы поехали не абы куда, а в дом-музей Лермонтова в Пятигорске.
Посещение Тархан в минувшем июне подвигло обновить знания о поэте. Для этого полезным оказался современный фильм «Лермонтов», выпущенный к 200-летию поэта. Всего полтора часа и перед зрителем пронеслась вся короткая жизнь поэта. Несмотря на короткий хронометраж, каждый кадр снят здорово, одно наслаждение такой фильм смотреть! Фильм документально-игровой, приятный закадровый голос чтеца, хороши главные герои Лермонтова и Сушковой, удачно подобрана музыка и стихи поэта, поданные в изящной графике написание чернилами от руки как при жизни поэта. Создатели вероятно ставили себе целью показать характер и душевный мир поэта и им это удалось. Практически все сцены работают на уровне чувств. Особенно атмосферны поэтические вечера в Петербурге и бой при Валерике.
Что открыл мне фильм?
1. Михаила Юрьевича по-человечески жаль. Мама умерла, когда ему было 3 года, бабушка заставила отца отказаться от ребенка и не давала ему с ним общаться. Далее гиперопека бабушки, из-за которой у него рано развились мнительность, чувствительность и бурное воображение. Полагаю, они причина его юношеских бунтов - бросил университет, ушел в школу юнкеров. А еще ярче его эмоциональность и травмированная психика проявились в «жестоких играх» с Екатериной Сушковой и Варварой Лопухиной. Он доигрался, что остался один. Оставив нам великолепные стихи любовной лирики. Впрочем, как по мне, оные стихи должны были остаться внутри этого «треугольника» и не быть обнародованными. Впрочем, судя по фильму, нравы дворянства того времени были бесчувственными к чему-то интимному, предавая огласки в своем круге глубоко личные дела.
2. Лермонтов - не только поэт-романтик, но и кадровый военный николаевский России. Он и покутить в столичном Петербурге не против, а если направят в армию, то и проявить храбрость и доблесть в борьбе с кавказцами.
3. Есть разница между Пушкиным и Лермонтовым. Император Николай I признавал за Пушкиным роль интеллектуального лидера России и покровительствовал ему, да и сам Александр Сергеевич погиб на дуэли «за дело», дело чести своей супруги. А вот Михаила Лермонтова «на верху» не ценили (только бабушка через свою влиятельную родню хлопотала за него), отправляя в ссылку на жестокую Кавказскую войну.
4. Вообще-то, учитывая фаталистский и вспыльчивый характер Михаила Юрьевича, странно, что он дожил почти до 27 лет. Обидчивый дуэлянт, безбашенный боевой офицер - Лермонтов искал смерти всю свою сознательную жизнь. А погиб поэт по глупости, по совершенной глупости. Молодые люди играли с оружием. Ни доктора на месте дуэли не было, и друзья его бросили умирать под проливным ливнем на склоне Машука. Была бы семья, обязанности, м.б. иначе относился к играм со смертью.
Примечательна и последняя сцена фильма - склон Машука, ливень, разбежавшиеся друзья, смерть. Человек с невероятным поэтическим талантом и чутью кажется так и не обуздал какую-то разрушительную энергию внутри него. И демонически погиб. К Пушкину есть эмпатия, а к Лермонтову отчего-то ее нет, есть только сожаление. Впрочем, каждый может в фильме увидеть своего Михаила Юрьевича. Фильм вполне позволяет это сделать. Приятного просмотра.