С ноября по январь читал фундаментальный научно-популярный труд историка Н.Борисова «Иван III», который, как и иные книги автора в серии ЖЗЛ «Молодой гвардии» о героях отечественной истории средних веков, вне всяческих похвал. Впрочем, масштаб личности Ивана Великого таков, что и 700 страниц книги мало. По прочтению остается ощущение, что наконец-то познакомился с самым мощным из почивших глав государства Российского, а по большому счету его непосредственным создателем.
Да, были и до и после равновеликие Ивану III фигуры - Ярослав Мудрый, Всеволод Юрьевич, Иван Грозный, Петр Первый, Екатерина Великая, Владимир Ленин, Иосиф Сталин, но у каждого из них, пожалуй, было больше багаж минусов, чем у Ивана Великого, который, впрочем, тоже был не без греха. Хотя не мне судить, даже века спустя о таких титанах думать трепетно.
И все же полагаю «государь всея Руси» (мне кажется само емкое наименование главы государства для нашей страны) Иоанн Васильевич как никто другой имел стратегическое видение развития России сопряженное с эффективным использованием имеющихся ресурсов. У иных видение имелось, но ресурсы использовались бездарно. У Ивана Великого был одна важнейшая цель - собирание земли русской в едином православном государстве - главная и наиблагороднейшая цель любого правителя на Руси. Он ее с достоинством выполнил в рамках отведенного ему Всевышним земного жития. Завершила собирание земель только Екатерина Великая, но увы она же нанесла православию один из самых серьезных ударов.
Что в итоге сделал Иван Великий? Он фактически первый со времени Ярослава Мудрого (т.е. почти 500 лет спустя) собрал воедино ядро русского государства, но в отличие от времени княжения Ярослава Мудрого. Россия Ивана Великого была собрана как мощное государство с отлаженной системой управления и обороны, как центр православного мира.
Что для этого сделал Иван Великий? Покорил Тверь, Рязань и Великий Новгород, не разрушил, а именно планомерно интегрировал в состав державы. Сбросил зависимость от Золотой Орды, подчинил Казанское ханство, сдружился с Крымским ханством. Уравновешенная политика на южном и восточном направлениях позволили с минимальными людскими издержками двинуть баланс сил в сторону Московского государства. Далее он мирно отжал треть Великого княжества Литовского, которое, пожалуй, к началу правления Ивана III превосходило Московию и размерами и мощью. Причем прибрал населенные русскими православными регионы современной Смоленщины, Брянщины, Калужской земли. Он же пытался изменить баланс сил в Прибалтике, «прорубить окно в Европу». Не получилось, но Ивангород и Орешек в Прибалтике им же построены. Флот создать не хватило ресурсов и знаний, и над этим вопросом работал ум государя. Аккумулирование средств государства позволило Ивану Великому реализовать с помощью иностранных инженеров и архитекторов план строительства мощных каменных крепостей в ключевых городах, украсить их величественными храмами - Москва, Тула, Великий Новгород, Псков, Нижний Новгород гордятся до сих пор сооружениями той эпохи. При этом эти сооружения в отличие от творений иноземцев в России в иных эпохах не выглядят чужеродными. Успенский собор Московского кремля - 100%-но русский, чего не скажешь про Петропавловский собор Петербурга. Но не о том речь. Иван Великий как глубоко верующий православный человек имел силу не поддаваться чужеземному влиянию и в жизни и в архитектуре.
Чтобы портрет героя не был столь уж радужным надо заметить, что в семейных делах он был весьма несчастным. Да, у него было много братьев, много детей, но в и его отношении, и ему пришлось столько совершить неправды в отношении близких! Будучи рабом Божьим и избавляя Россию от внешнего рабства Иван III установил внутри страны крепостное рабство. Во время мобилизации XV века, когда все от государя до последнего крестьянина все были рабами, м.б. оно было оправдано, но потом верхи получили свободу, а низы нет. Но это уже не заслуга Ивана Великого.