«Территория» (роман Олегя Куваева и фильм Алексея Мельника)

Jun 09, 2016 13:01

Двухмесячное молчание в ЖЖ стало невыносимым, голова раздулась от массы невысказанных мыслей, но времени их все изложить нет и они сгорают в топке мозга.

Каким должен быть источник внутренней мотивации, чтобы человек встал и пошел один на месяц в маршрут в 600 км по безлюдному северу Чукотки? Мне, испорченному офисной работой в Москве географу уже не найти ответа на такой вопрос, более того практически не найти внутренней мотивации для того, чтобы уйти с палаткой в поход на два дня в знакомую местность. И оттого по моим трудам не будет создано городов, а по трудам первопроходцев - создавались и создаются.

Пишу это по просмотру свежего отечественного фильма «Территория» (2015 г.) и последующему прочтению одноименной книги Олега Куваева (1975 г.). Несмотря на то, что книга в свое время издавалась миллионными тиражами на десятках языков, я к своему стыду к 33-м годам жизни не знал об этом советском бестселлере. Она повествует о жизни геологов на севере Чукотки, буднях первооткрывателей месторождений в 50-е годы ХХ века. Роман и фильм о последнем фронтире на крайнем северо-востоке России. Писатель-геолог Олег Куваев это прекрасно осознавал оттого его герои являются скорее последователями Ермака и Хабарова, купцов-землепроходцев, чем современными учеными-исследователями. Они и сами об этом говорят со страниц книги.





Что и говорить - фильм прекрасен. Прекрасен своей атмосферой, ибо в нее погружаешься без остатка и почти физически ощущает холод певекской зимы и восторг от арктических пейзажей. Прекрасен своими захватывающими картинами, снятыми на Чукотке и плато Путорана. Вне зависимости от сюжета они сами по себе дают проникнуться бесконечностью пространства и времени на просторах России. Сцена пути Сергей Баклакова по гребню безымянного хребта снята головокружительно эпически. Прекрасна в фильме музыка. Прекрасен суровый послевоенный быт. Прекрасна радость известия о первом полете человека в космос. Прекрасен труд людей во благо всех нас. В прямом смысле этого слова, т. к. металлы из открытых ими месторождений пребывают во множестве предметов быта.
Фильм, как и книга не ура-патриотические. В них деяния персонажей преподнесены не как подвиги героев, а как история их работы. Но масштаб и результат их работы формирует чувство гордости за свою страну и ее народ. Оттого этот фильм, как и фильм «Гагарин. Первый в космосе» должны войти в программы воспитания молодежи, да и всем возрастам не мешает посмотреть на славу честного трудового подвига человека. Вероятно многих ребят фильм может подвигнуть заняться геологией - благороднейшей профессией, а м.б. и географией.

Книга «Территория» Олега Куваева больше и сложнее фильма. В ней множество сюжетов не показанных в фильме, которые крайне интересны - например размышления о характере вятских к которым принадлежит и сам автор и один из его главных героев Сергей Баклаков (который по судьбе похож на самого писателя). Мысли о том какими людьми уходят парни из вятских сел и деревень и в кого их превращают большие города.
В книге главная тема - честный труд как религия раскрывается с максимальной подробностью. В 1970-х годах советское общество во многом утратило свою религиозность. А тут мы видим множество героев рожденных в СССР, прошедших через лучшие советские вузы, во многом воспроизводящих как минимум христианскую этику, а как максимум верующих в Бога. О чем к примеру признается Монголов Чинкову и тот не против. Автор прямо называет геологов старообрядцами, людьми живущими по своим трудам в разрез общества потребления (в книге о наступившей эпохе потребителей- «приобретателей» рассказывает Гирин). При всей своей романтике неисследованного севера роман во многом философский, идейный как книги Валентина Распутина. Оттого была бы интересна и дискуссия по его прочтению с друзьями.
А пока рад что такая книга заняла достойное место в семейной библиотеке, а фильм в фильмотеке ибо к ним обязательно стоит возвращаться.

литература, кино

Previous post Next post
Up