Черногория. Часть 25. Крайняя. Обобщающая. Итоговая.

Nov 12, 2008 22:47


Я очень рад, облегченно вздохнув, сказать, что это - крайний, обобщающий и дополняющий ежедневные отчеты и пятничные тематические отступления пост.

Сюда постарался собрать некоторое количество информации, которая из разряда "может быть пригодится"...



Содержание поста:

Содержание отчета в моем ЖЖ (25 частей)
Ссылки (общее, картография, фото и видео)
Связь (promonte, экстренные службы)
Другое (заблаговременно, планы, дисциплина, снаряжение)
Про еду (чай, что взять с собой, меню)
Путеводители (карманный вариант)
Приготовление велосипеда к перелету (выяснение, разборка, упаковка)
Статистика (дистанции, скорости, высоты)

Содержание отчета в моем ЖЖ:

Начало "Черногория. Часть 1. Вместо пролога. Москва - Черногория. 05.-06.09.08." здесь.
Продолжение "Черногория. Часть 2. Аэропорт Голубовичи - г. Подгорица - первые горы. 06.09.08." здесь.
Продолжение "Черногория. Часть 3. Первая ночевка в Черногории - горы - горы - горы - Колашин (Kolašin). 07.09.08." здесь
Продолжение "Черногория. Часть 4. Утро в Колашине (Kolašin) - Мойковац (Mojkovac). 08.09.08." здесь
Продолжение "Черногория. Часть 5. От Мойковаца - фееричные виды Тары - монастырь - ночь на перевале. 09.09.08." здесь
Продолжение "Черногория. Часть 6. Жабляк (Zabljak) - Дурмитор, Озера - каньон Тары - ночь в городе. 10.09.08" здесь
Продолжение "Черногория. Часть 7. Часть первая внедневниковая. "Глаза Черногории". Пятничное..." здесь
Продолжение "Черногория. Часть 8. Жабляк - Седло - Трса - Плужине. 11.09.08." здесь
Продолжение "Черногория. Часть 9. Плужине - Монастырь Пива - Никшич - ночевка "на озере". 12.09.08." здесь
Продолжение "Черногория. Часть 10. Черногорская прибрежная оставленность (для ru_abandoned)..." здесь
Продолжение "Черногория. Часть 11. Утро на озере - Вилуси (Vilusi) - Рисан (Risan) и море!. 13.09.08." здесь
Продолжение "Черногория. Часть 12. Из Рисана по берегу - Херцег-Нови(Herceg-Novi) - паром через Боку. 14.09.08." здесь
Продолжение "Черногория. Часть 13. Она же пятничная. Наличники или наличные?" здесь
Продолжение "Черногория. Часть 14. Тиват(Tivat) - Котор(Kotor) - райцентр... 15.09.08." здесь
Продолжение "Черногория. Часть 15. Райцентр - Будва(Budva) - ночевка в Будве. 15.09.08." здесь
Продолжение "Черногория. Часть 16. Снова пятничная (резконаступившая)." здесь
Продолжение "Черногория. Часть 17. Утро - Свети-Стефан(Sveti Stefan) - Петровац(Petrovac-na-Moru) - Бар(Bar)..." здесь
Продолжение "Черногория. Часть 18. Добра Вода (Dobra Voda) - Улцинь (Ulcinj). 17.09.08" здесь
Продолжение "Черногория. Часть 19. Ноги Черногории. Пятничная." здесь
Продолжение "Черногория. Часть 20. Улцинь - Скадарское озеро (Skadarsko jezero) - Вирпазар (Virpazar). 18.09.08." здесь
Продолжение "Черногория. Часть 21. Вирпазар (Virpazar) - поезд - аэродром - Подгорица (Podgorica). 19.09.08." здесь
Продолжение "Черногория. Часть 22. Крайне-пятничная?" здесь
Продолжение "Черногория. Часть 23. Подгорица (Podgorica) - аэропорт Подгорица - Москва (Moscow). 20.09.08." здесь
Продолжение "Черногория. Часть 24. Предпоследняя. 15 капель... От сердца." здесь
Окончание "Черногория. Часть 25. Крайняя. Обобщающая. Итоговая." здесь. Да, да, именно здесь!

Либо фильтрацией по любому более менее подходящему тегу, например "Черногория" здесь, или Монтенегро здесь

Все части верстались мной для просмотра на экране "1024". Если у Вас другие настройки, скорее всего вёрстка "сползет", будет незапланированно-некрасиво.

Вверх

Ссылки* (открываются в новом окне) и краткое описание:
*некоторые ссылки представляют из себя просто страницу какого-то большого сайта. На ваше усмотрение, пользоваться ли информацией с других страниц там же или нет. Часть ссылок смотрите в других подразделах.

1. Общее. О стране.

здесь - Википедия о Черногории (в целом о стране, там же можно почитать про некоторые города)
здесь - Национальные парки Черногории
здесь - много информации о монастырях Черногории
здесь - большое количество линков о Черногории (рассортированы по тематике: города, транспорт, информация и т.д.)
здесь - Сербско-Русский словарь-разговорник (Добордан, хвала и бицикла - это наше всё!)

2. Картография.

здесь - различные карты Черногории/Монтенегро (250м, 500м, 1 км, 2км, 2.5км).
здесь - Отчет о майском велопоходе от Надёжина Юрия (GOZA)
здесь - Трек+точки (plt+wpt) от Надёжина Юрия (GOZA) (.rar)
здесь - можно Скачать карту Черногории для GPS Garmin от Надёжина Юрия (GOZA) (.rar)
здесь - наши путевые точки (сырой вариант без дополнительной обработки), трека не будет, прогуляли...
здесь - карта Черногории (моя карманная А4) 1.53 Мб
здесь - карта Черногории с подрисованным пройденным треком (моя карманная А4) 2.35 Мб

3. Фото и видео, сообщества, журналы.

minfo (minfo47) (фото):
здесь - 1. Черногория. 2008.Часть 1-я. Москва - Подгорица - Колашин - Мойковац. (149 фото)
здесь - 2. Черногория. 2008.Часть 2-я. Мойковац - Жабляк - Дурмитор - Плужине. (357 фото)
здесь - 3. Глаза Черногории. (54 фото)
здесь - 4. Черногория. 2008. Часть 3-я. Озеро - Вилуси - Рисан - Херцег Нови - Тиват - Котор - Будва. (298 фото)
здесь - 5. Черногория. 2008. Часть 4я. Будва - Свети Стефан - Петровац-на-Мору - Бар - Добра Вода. (111 фото)
здесь - 6. Черногория. Наличники или наличное? (141 фото)
здесь - 7. Ноги Черногории. (111 фото)
здесь - 8. Черногория. 2008. Часть 5-я. Добра Вода - Улцинь. (127 фото)
здесь - 9. Черногория. 2008. Часть 6-я. Улцинь - Вирпазар - Подгорица - аэропорт - Москва. (213 фото)
здесь -10. Черногория. 15 капель... От сердца. (15 фото)

СанекК (SanekK) (видео):
здесь - MonteNegro 2008 part_1
здесь - MonteNegro 2008 part_2
здесь - MonteNegro 2008 part_3

СанекК (SanekK) (фото):
здесь - Фото-заметки ч_1, Фото: 300
здесь - Фото-заметки ч_2, Фото: 300
здесь - Фото-заметки ч_3, Фото: 304
здесь - Альбом Панорамы MonteNegro, Фото: 24

livejournal (Живой Журнал):
здесь - сообщество "Черногория" в ЖЖ или так: crnagora_ru
здесь - сообщество "Юго_Ру" (Сообщество об истории, языке и культуре стран бывшей Югославии) или так: yugo_ru
здесь - отчеты жж-юзера entro_a. Майский поход 2008 года, параллельно с GOZA (маршруты, естественно, у каждого свои).

Либо поиском по жж по запросу "Черногория" например, сообщества и много юзеров, заинтересованных в наличии такого слова в профайле. :)
Вверх

Связь:

Речь о мобильной связи... Я могу порекомендовать то, чем пользовался сам - это promonte.

здесь - сайт черногорского мобильного оператора promonte.
здесь - тариф "Tourist pack" - оптимальный вариант для путешественников.

Покупается эта "коробочка" за 5€ (они же на счету) в любом удобном вам месте (обычно в киосках "Štampa" или на почте - Pošta Crne Gore). Карточка пополнения счета стоит (минимально) 5€.
Две недели стабильной работы интернета (в основном ICQ). 900/1800, EDGE. Потрачено за это время около 8€, из которых 2€ на телефонные звонки. Настройки присылаются по смс-запросу, но быстрее будет позвонить в тех. поддержку. Либо вот:

Телефонные настройки оператора promonte (это то, что у меня было в настройках на SonyEricsson w810i):

Меню -> Параметры -> Связь -> Параметры Интернет -> Профиль Интернет -> ProGPRS:
Подключение через: ProGPRS
Прокси-сервер: да
Адрес прокси: 192.168.246.005
Номер порта: 8080
Имя пользователя: пусто
Пароль: пусто

Меню -> Параметры -> Связь -> Параметры Интернет -> Профиль Интернет -> ProMMS:
Подключение через: ProMMS
Прокси-сервер: да
Адрес прокси: 192.168.246.005
Номер порта: 8080
Имя пользователя: пусто
Пароль: пусто

Меню -> Параметры -> Связь -> Параметры Java:
Подключение через: ProGPRS
Прокси-сервер: да
Адрес прокси: 192.168.246.005
Номер порта: 8080
Имя пользователя: пусто
Пароль: пусто

Меню -> Параметры -> Связь -> Параметры Java:
Подключение через: ProMMS
Прокси-сервер: да
Адрес прокси: 192.168.246.005
Номер порта: 8080
Имя пользователя: пусто
Пароль: пусто

Телефоны экстренных служб Черногории и справочные:

92 - полиция
93 - пожарная охрана
94 - скорая помощь
95 - точное время
987 - помощь на дорогах
988 - справочная

Что касается самой Черногории, то на дорогах (обычно на знаках с обратной стороны да и прямо на знаках, а так же на отбойниках вдоль дорог) часто встречаются наклейки "шлеп служба" (фото в новом окне) - это что-то типа нашего эвакуатора, ну и вообще, аварийная. К чему это я? Ну, мало ли, ситуации на дороге всякие бывают, придется вдруг позвонить, так хоть побыстрому сориентируетесь - бегом к ближайшему знаку.
Вверх

Другое:

Заблаговременное. Мой вам добрый (проверенный, многократноиспользованный) совет: Возьмите лист бумаги (создайте на компе файл .тхт), карандаш или ручку, напишите заголовок типа "В Монтенегро" и начните туда записывать нужности по категориям. Категории примерно такие: Документы/деньги; карты/атласы/распечатки; одежда; гигиена; веложелезки; прочее. По мере заполнения списка проводите неоднократные коррективы нужности/ненужности той или иной составляющей, смело вычеркивайте всякую ерунду! Когда придет время и грянет гром Вам останется только перекреститься всего лишь собрать список, а не носиться как мне по дому с криками: "Что делать?" хватая всё подряд (и в основном не нужное).

За пару-тройку дней. Я продолжу быть нудным. Страхование. Неполенитесь, и не скупитесь. Отдайте вы эти ничтожные 300 рублей и летите отдыхать спокойно. Страховая сумма составит примерно 25-30 тыс. долларов.
Я сильно надеюсь и желаю всем вам, чтобы страховка путешественника не пригодилась в принципе! Но, если уж где-то нежданно-негаданно уберетесь, приложитесь или еще что-нибудь, то сможете спокойно получить своевременную скорую помощь, да и не обойдется она в стоимость полотдыха.
Я встречал в отчетах путешественников случаи, когда приходилось пользоваться услугами мед.служб, и поверьте, те самые 300 руб - это просто ничто по сравнению с выставленными счетами.
И перед Крымом в том году и перед поездкой в Черногорию в этот раз я (благодаря СанькКу) пользовался интернет-страхованием от РОСНО. Всё очень просто и по пунктам заполняется, выкупается в одном из отделений страховой компании. Либо сразу едете в офис (с паспортом, ессно) и там делаете всё и сразу. Ну, про то, что предварительно куда-то позвонить, узнать, и договориться - это сами догадаетесь?

Планы. Если вы соберетесь в аналогичное велопутешествие по Черногории, мой вам совет: прикиньте общий километраж поездки. Возьмите на каждый день 50-70 километров реального пути (что по карте между точками визуально будет 40-50, либо верить зарубкам между отмеченными на карте точками). Учтите, что набор высот при таком пробеге легко может достигать 800-1000 метров. Подготовившись к этому физически и морально можно совершенно спокойно пройти аналогичный маршрут.
Если не строить планы и не стараться их придерживаться, очень быстро возникнет эффект тяни-толкая, группа начнет расшатываться и можно протупить массу времени просто лентяйничая. Страна довольно красива и интересна, чтобы разменивать её на "лишний час поспать". Я считаю, что нам помогал график утреннего подъема в одно и то же время, довольно шустрые сборы и темп (хотя он мог реально быть выше).
Есть возможность (но есть ли смысл?) некоторую часть дороги проехать по железке на поезде. Вам решать. Читал, что это очень похоже на "черногорское метро" - много по горам и тоннелям ;)
На каждый город (прибрежный) для осмотра достаточно 2-3 часов. Если есть необходимость и желание, закладывайтесь чуть больше. Здесь в основном плоскач, так что ехать на порядок проще.

Дисциплина. Ну, довольно общирная тема, и для каждой группы она была, есть и будет своя.
Главное, старайтесь быть внимательными на дорогах, как обычных, так и горных. Их обманчивая пустынность может быть скорее против, чем за вас. Отрываться от ведущего и халявить в 3-х километрах сзади - равнонекорректно. Хотя, в такой рельефной местности в любом случае не получится ехать синхронно.
Считаю обязательным не просто наличие шлема (больше я не беру с собой того, кто не ездит в шлеме на велосипеде, если это оговорено заранее!), а его использование поумолчанию.
Фара и маячок - обязательны (наличие большого количества тоннелей обязывает к обозначению себя в таких опасных местах даже днем)! Перед въездом в тоннель лучше снять или сдвинуть с глаз солнечные очки - очень резкий контраст освещенности практически ослепляет при въезде в темноту! Если впередиедущий велосипедист чуть притормозит, столкновение вы скорее почувствуете, чем увидите.
Пить желательно постоянно (ну, может и не стоит о таких вещах напоминать?).
О ночевке думайте заранее - солнце в Черногории молниеносно падает где-то за горой и темнеет довольно быстро, а искать собе по вымершему городу, либо ровное место в горах или поляну в лесу - довольно проблематично.
Спиртное вливать до вечернего привала я не советую (дискутировать здесь на эту тему не буду).

Снаряжение и прочее оборудование. Лучше предусмотрительно заранее поменять детали/узлы велосипеда, грозящие выйти из строя. Рассчитывать на наличие веломагазинов и запчастей в них - обречь себя на срыв похода. Есть один веломагазин в Подгорице (tempo, Prodavnica bicikala i fitness opreme. Servis. MTB club. Rent-a-Bike. Tel.: 081 623 632, сайт). Но есть ли смысл на него надеяться?
Хардтейлы в Черногорских велопоходах скорее всего оптимальны, но нам на 4-х двухподвесах было вполне комфортно. Это уже ваше дело как ехать: с рюкзаками или с огромными штанами на багажниках.
Повторюсь и здесь про шлем, фара/маячок, очки, вода.
Наличие запасных камер крайне желательно обязательно: здесь, как и в Крыму, например, большое количество ежевики вдоль дорог... Ремкомплекты для камер - обязательно!
Наличие комплекта запасных колодок - обязательно! Наличие запасного петуха - обязательно! Все остальное - как обычно в велопоходах.
Что касается навигации: Я понял (уже в очередной стопятый раз), что пока не будет своего GPS, не будет ничего хорошего. Либо это должен быть довольно опытный штурман со своим прибором. КПК, как я удостоверился, очень неудобны в аналогичных походах. Карты проверяйте здесь, как они привязаны, по выложенным трекам, например. :) Очень удобно иметь распечатанную карту в кармане, либо там купить (выбор приличный, что понравится).
Готовка еды: можно рассчитывать на местные горелки (фото в новом окне). Цена пластиковой 4€, железной 12€. Вполне рабочие, хоть и недорогие. Как одноразовый вариант - сойдет. Только она высоковата, так что не кувыркните завтрак! ;) Баллоны (прокалываемые) к ней по 0.6€ (у побережья цены чуть выше). Я пользовал свою мультитопливную Kovea Booster +1, очень доволен. Бензин брал на АЗС из зеленых пистолетов.
Воду можно черпать в реках, а можно и покупать в магазах в бутылках.

Вверх

Про еду:

Если у вас в планах "пить вкусный чай", везите его из дома с собой! В Черногории довольно странные отношения к чаю.
По рассказам eagle-hen: "У них есть чай под названием "Русский чай" - это не то, что сено, это сенная пыль", а еще, "когда вы заказываете чай в кафе, у вас могут поинтересоваться о здоровье, там чай - это скорее какой-то отвар из трав, чем просто чай". :(
Крупа. С крупами дела в Черногории тоже обстоят неважно. Любите каши (какие и с чем угодно), берите крупу с собой из дома. Гречка, рис, пшено...
Все остальное можно перетерпеть ;) Отсутствие черного хлеба компенсируется вкусным местным домашним хлебом.
А такой отравы как всигдакокакола - хватает. Мы пили Bravo - фруктовые напитки в небольших алю банках, оч. удобно.
Меню в ресторанах и кафе. Я рекомендую взять с собой распечатку вот этого меню (из кафе "Под лозом", Петровац-на-Мору). Во-первых, оно довольно обширное. Во-вторых, оно адаптировано на русский и английский языки, ну и цены для ознакомления есть. Приятного аппетита!

Вверх

Путеводители:

В качестве карманного путеводителя мне сильно пригодился "Вокруг Света. Черногория". В частности, 3-е издание, переработанное, 2007 (на обложке желтый паровозик на набережной). Не без косяков, но вполне удобный формат и достаточное количество подручной информации во время велопутешествия. Не разваливается при использовании.
Там, конечно, тоже что-то продается, но купленный и проштудированный (хоть наискосок) заранее - это правильно.

Вверх

Приготовление велосипеда к перелету:
Имеет необходимость в основном для перворазников.

Упаковка велосипедов к перелету. Наиболее целесообразно сделать всё это по-возможности заранее.
Во-первых, постарайтесь выяснить у компании-перевозчика правила и возможности перевозки велосипедов. Вполне возможно, что Вам посчастливится, и совершенно не придется разбирать велосипед. В некоторой степени это только снизит вероятность поломок и сбитых настроек. Либо, как минимум, уточните, чем вам грозит негабарит и перевес, и постарайтесь их минимизировать.
Разборка велосипеда перед упаковкой. Заранее помойте велосипед. Снимите переднее колесо. Если у Вас дисковые тормоза - вставьте в калипер межу колодками заглушку (я использую куски пластиковых карт). В дропауты вилки - распорку (спросите заранее в любом нормальном веломагазине, велосипед приходит в коробке и распорка там обычно присутствует. По ненужности выбрасывается вместе с коробкой.) Работы лучше (чище будете) проводить в садовых перчатках. Заднее колесо можно и не снимать (по желанию). Задний переключатель лучше открутить и зафиксировать где-то между перьев. Педали (обязательно заранее «сдёрните», а то они нередко «прикипают»!) выкрутить из шатунов и закрутить с обратной стороны (изнутри). Седло с подседельным штырем вынимается из подседельной трубы и в дальнейшем фиксируется к раме. Руль снимается с выноса (обычно 2 или 4 болта крепления), и приматывается к вилке. С руля иногда приходится открутить одну из тормозных ручек и аккуратно зафиксировать.
Упаковывание велосипеда. 1) Я не рекомендую велочехол. Он не фиксирует отдельные части, а просто служит мешком, куда всё сваливают. Он весит больше килограмма - а иногда это критично! Хотя, для перевозки (и переноски) в поездах дальнего следования он очень удобен (но вес ...).
2) Попытка использовать стандартную коробку от велосипеда тоже была впоследствии отклонена: замеры показали, что её габариты 140 х 80 х 20, а это вылезает за допустимые 203 см в сумме трех измерений. Да и открытым бы тогда оставался вопрос с обратным рейсом, хотя это было намного менее критично, чем прилететь к началу путешествия со сломанным велосипедом.
3) Очень удобно использовать упаковочную пленку шириной примерно 40-45 см. В отличие от 30-ти сантиметровой она несколько плотнее, что вполне ощутимо при обертывании - практически не рвется там, где не надо. (Хотя, как коррелируют ширина и толщина пленки - я не знаю. Но очень быстро начинаешь осязать какая пленка для чего подходит, и годится ли она для упаковки велосипеда.) Рулона вполне хватает на упаковку 2-3-х и даже 4-х велосипедов. Стоимость рулона порядка 200 рублей. Искать и спрашивать на продуктовых или строительных рынках, в супермаркетах.
Всякую железную мелочевку типа инструментов, фонариков, и даже шлем, пенку и т.д. приматываем к раме велосипеда. Палатка у меня всегда путешествует в переднем треугольнике рамы велосипеда. Там же она перевозилась и в самолете. Эксцентрики колес предварительно выкручены из втулок и запакованные примотаны к раме. Обертываем переднее колесо пленкой, прикладываем его сбоку к треугольнику рамы и той же пленкой фиксируем (диском вовнутрь). Аналогично приматывается и заднее колесо с другой стороны (кассетой тормозным диском вовнутрь). Цепь в таком случае лучше примотать к нижнему перу, например (предварительно упаковав, чтобы не пачкала). Между перьями заднего треугольника в качестве распора можно использовать любые подходящие (которые берем с собой) вещи. Я вставлял спальник и фиксировал его пленкой. Седло со штырем оборачиваем и тоже приматываем к раме. Руль примотан к вилке. Теперь всю эту конструкцию заматываем в один куль. Получается очень компактный и плотный сверток. Под последний слой пленки рекомендую вложить лист с предостерегающей надписью ахтунг! бицикла!, возможно это заставит грузчиков аккуратнее транспортировать велосипед.
Проверяем на весах отсутствие перегруза и радуемся! Если вас путешествует двое (разбиться ради багажа по двое), то можно объединить багаж и тогда «недовес» одного компенсируется перевесом другого. Еще интересная фича: при взвешивании (во время сдачи велосипедов в багаж самолета) скорее всего он будет стоять на весах облокотившись на одну из боковых стенок, сделайте это правильно. *подмигиваю*
Вылет из аэропорта Подгорицы намного проще чем из Домодедово - (предварительно обговорив на ресепшн!) - велосипед разбирать совершенно не обязательно. Нужно зафиксировать колеса, чтобы не вращались. Гидравлические тормоза позволяют это сделать, накинув резинки из велокамер на грипсу (ручку руля) и тормозной рычажок. Велосипед в этом случае сдается в отдельное «окно» негабаритного груза, но не будет считаться негабаритным (но, возможно, его придется взвешивать). Окно это находится совсем слева (как вы вошли из города в аэропорт Подгорицы).

На фотографии (в новом окне) пример упакованных велосипедов.

Вверх

Статистика:

"Есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика."
Уинстон Черчилль

Вот и я о том же... Итак, статистика!
Я не буду приводить количество выпитой воды в литрах в день на килограмм массы велосипедиста в условиях Черногорского жаркого горного климата в процессе велопутешествия. Количество потраченных денег тоже не возьмусь подсчитывать и оглашать (билет на самолет, на чартерный рейс S7, нам в сентябре 2008 обошелся по 385€). Здесь собрана вся та информация, с которой вы уже встречались в ежедневных отчетах, просто она в таблице...
Желтым маркером отмечено наибольшее достигнутое числовое значение, ни коим образом не соотносящееся с другими днями, и цифрами.



Вверх

Всё! Хватит сидеть и читать! Пора в путь-дорогу!

Интересных Путешествий!!! ;)

minfo (minfo47)

З.Ы. вполне возможны дополнения, обновления, уточнения.

Велопутешествие по Черногории, Черногория, велосипед, велопоход, по Черногории на велосипедах, велотуризм в Черногории, Черногорские веломаршруты, велоэкскурсии в Черногории, Монтенегро, в Черногорию с велосипедом, велосипедисты в Черногории, покататься по Черногории, где кататься на велосипеде в Черногории, вел, велик, велики, на веле по Черногории, velobikers, мобильная связь в Черногории, promonte, настройки оператора промонте, Почта Черногории, перевозка велосипеда в самолете, упаковка велосипедов для транспортировки, транспортировка велосипеда, велосипед и самолет, велосипед в самолете, ссылки о Черногории, портал о Черногории, сайт про Черногорию, отдых в Монтенегро с велосипедами, Адриатическое море, чехол для велосипеда.

icq, петух, осень, crna gora, вело, фото, Черногория, снаряжение, Монтенегро, видео, montenegro, lytdybr

Previous post Next post
Up