>1. Мне кажется, тезис п.1 хорошо перекликается с соображениями Мюллера о деромантизации войны - потому как в условиях, когда описанные страдания и тяготы не находятся в фокусе восприятия (а они, очевидно, там далеко не всегда находятся - возьмем для примера патриотический пыл перед и в начале Первой Мировой), то аргумент не работает.
Да, Кант писал до изобретения патриотизма в современном понимании, и предугадать некоторые тенденции не смог. Более того, в его аргументе о нежелании людей воевать кроется своего рода логический парадокс: он безусловно справедлив по отношению к абсолютной монархии, где подданные полностью отчуждены от государственного управления и не могут считать победу "своей", а вот в республике ситуация меняется. С другой стороны, при сохранении прочих равных аргумент сохраняет свою силу.
>По тому же п.1 - от меня, к сожалению, ускользает разница между демократией и республиканизмом
Для Канта, насколько я понимаю (а это и для меня
( ... )
нормального объяснения факту, почему, к примеру, у Франции легко возникает идея «бомбить Ливию», но не возникает идеи «бомбить Великобританию», он не дает
Более нормальное объяснение, чем то, что у Великобритании есть и чем самой ответить, и внеевропейские союзники, которые вряд ли останутся в стороне, еще поискать надо. Но зачем?
Reply
>Спасибо. Очень интересные размышления.
Спасибо за интересный комментарий.
>1. Мне кажется, тезис п.1 хорошо перекликается с соображениями Мюллера о деромантизации войны - потому как в условиях, когда описанные страдания и тяготы не находятся в фокусе восприятия (а они, очевидно, там далеко не всегда находятся - возьмем для примера патриотический пыл перед и в начале Первой Мировой), то аргумент не работает.
Да, Кант писал до изобретения патриотизма в современном понимании, и предугадать некоторые тенденции не смог. Более того, в его аргументе о нежелании людей воевать кроется своего рода логический парадокс: он безусловно справедлив по отношению к абсолютной монархии, где подданные полностью отчуждены от государственного управления и не могут считать победу "своей", а вот в республике ситуация меняется. С другой стороны, при сохранении прочих равных аргумент сохраняет свою силу.
>По тому же п.1 - от меня, к сожалению, ускользает разница между демократией и республиканизмом
Для Канта, насколько я понимаю (а это и для меня ( ... )
Reply
изобретения патриотизма в современном понимании
не могли бы вы раскрыть свою мысль - что вы подразумеваете под патриотизмом в современном понимании?
Reply
Reply
нормального объяснения факту, почему, к примеру, у Франции легко возникает идея «бомбить Ливию», но не возникает идеи «бомбить Великобританию», он не дает
Более нормальное объяснение, чем то, что у Великобритании есть и чем самой ответить, и внеевропейские союзники, которые вряд ли останутся в стороне, еще поискать надо. Но зачем?
Reply
Leave a comment