Неудавшийся Моцарт

Dec 19, 2016 20:14

Оригинал взят у westaluk в Неудавшийся Моцарт - 2.
Оригинал взят у ivanova02 в Неудавшийся Моцарт - 2.



(Продожение статьи "Неудавшийся Моцарт".)

За всю свою жизнь Бетховен написал одну оперу  “Фиделио” и один балет “творение Прометея”. Оперу композитор переписывал трижды. До нее Людвиг пытался писать в этом жанре, но у него ничего не получалось до тех пор, пока он не услышал реальную историю времени ВФР, послужившей основой для либретто “Фиделио”, воспевающее силу любви и справедливости. Сюжет повествует о смелой женщине, Леоноре, которая переоделась в мужскую одежду и назвалась Фиделио ради спасения своего мужа, Флорестана. Юноша незаконно попал в тюрьму по политическим мотивам за выступление против тирании. Чтобы скрыть следы незаконного обвинения, тиран Пизаро решается убить узников и первым на очереди стоял самый главный -- муж главной героини. В итоге, Леонора спасает Флорестана и справедливость торжествует.
Эту оперу Бетховен переписывал 3 раза на протяжении всей жизни и считал ее своим главным творением, потому что было рождено в больших муках. Людвиг сам считал себя узником своей глухоты, но находил спасение в искусстве.

Балет “творение Прометея”(или “Власть музыки и танца”) написан по мотивам древнегреческого мифа, согласно которому, Прометей создал мужчину и женщину, но они были словно роботы, и, чтобы люди обрели человеческие чувства, Прометей попросил богов Парнаса вдохнуть в них разум, чувства и знания.

(Либретто - http://oleinikov.net/articles/lib/2527_tvoreniya_prometeya_ili_vlast_muzyki_i_tancza)

image Click to view



Людвиг Ван жил в очень интересное время, когда фортепиано стало вытеснять клавесин. Фортепиано отличалось большим диапазоном, появились педали, стало возможным “пиано” и “форте”. Бетховен любил этот инструмент и использовал все его возможности, в его музыке есть широта, слышен симфонизм. Музыканты говорят, что с таким оркестровым слухом можно только родиться.

С самого раннего детства композитор очень много читал. Одним из его любимых писателей был И.Гетте. Бетховен написал музыку к пьсе Гете "Эгмонт", увертюра которой является популярной и часто исполняется.

image Click to view



Очень интересными являются отношения Бетховена и представителей аристократии. Композитор не скрывал своей неприязни к богатым сословиям. В ответ же, князья принимали его выходки, отказы играть и резкие выражения в стиле: “вас, князей много, а я, Бетховен, один”. Однажды Бетховен даже прервал концерт, когда услышал, что во время его исполнения кто-то разговаривает. Сказал “Этим свиньям я играть не буду” и ушел. Но его близкие друзья в своих воспоминаниях отзывались о композиторе как о человеке большой души и доброты. Бетховен помогал друзьям материально и духовно, был очень внимателен, часто любил повторять: «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».

Князь Лихновский поддерживал с Бетховеным дружеские отношения, не смотря на то, что Людвиг и в его сторону неоднократно пренебрежительно высказывался, отказывал в просьбах сыграть на приемах. Но писал произведения по заказу князя. Также Лихновский оказывал материальную поддержку композитору, когда стоял вопрос о возвращении Бетховена на родину из-за бедности. Лихновский договорился с князьями(Вальдштейн, Лобковиц, Разумовски) и они платили Бетховену на добровольной основе. В ответ Бетховен посвящал им свои произведения.

Власть не трогала Бетховена, потому что он был очень известным и авторитетным еще при жизни. Трудно представить масштаб его популярности. Аплодисменты после концертов приходилось прекращать охране, потому что нескончаемые овации можно было проявлять лишь к императору.

Также Бетховен занимался преподавательской деятельностью. Среди его учеников:

Стефан Бренинг -- преданный друг композитора;

Джульетта Гвидичи -- по легенде именно ей Бетховен посвятил лунную сонату, но Джульетта предпочла Графа Галленберга, посчитав его более талантливым музыкантом;

Тереза Брунсвик -- некоторые исследователи считают, что “письмо к бессмертной возлюбленной” посвящено ей;

Доротея Эртман -- по мнению современников Бетховена, она лучшая исполнительница произведений композитора. Известна история, когда у Доротеи умер сын, Людвиг пригласил ее к себе домой и целый день играл ей на фортепиано. После этого случая Доротея говорила: « Он высказал мне всё и, в конце концов, дал мне утешение.»;

Карл Черни -- самый юный ученик, он попал к Бетховену в 9 лет и впоследствии оказался самым способным и талантливым. Карл, когда пришел с отцом в дом композитора, вначале принял неряшливого Бетховена за Робинзона Крузо. Карл прозанимался у “Робинзона” 5 лет и выучил все произведения композитора. Именно через Черни наблюдается влияние Бетховена на русскую школу игры фортепиано. Карл был учителем Теодора Лешетицкого, который стал одним из первых преподавателей Петербургской консерватории.

Последние десять лет жизни Бетховен мало писал, на первый план вышли дела семейные. В 1815 году у композитора умер брат и Бетховен решил взять на себя обязательства по воспитанию племянника, потому что мать, по его мнению, оказывала плохое влияние на сына и недостаточно его воспитывала. Племянник был азартен и не приучен к труду. В итоге, Бетховен выиграл судебное дело и взял опекунство на себя, но отношения с племянником и его матерью были разрушены. Людвиг Ван очень сильно переживал из-за этого.

Говорят, что Бетховен предчувствовал свою смерть и даже переписал изречение из храма египетской богини Нейт, которое любил перечитывать:

«Я - то, что есть. Я - всё, что было, что есть и что будет. Ни один смертный не поднимал моего покрова. - Он один происходит от самого себя, и этому единственному обязано бытием все существующее».

Бетховен умер от тяжелого заболевания печени. Современные исследователи предпологают, что ускорил кончину Людвига его врач, который раз за разом протыкал больному брюшину для выведения жидкости, а потом клал на рану примочки, содержащие свинец. К слову, Бетховен на протяжении жизни очень много болел, он несколько раз переболел желтухой, иногда злоупотреблял алкоголем, часто страдал расстройством желудка. Приходилось ему тяжко...

После смерти за гробом Людвига ван Бетховена шло более 20 тысяч людей. Настолько он был великим и известным!



В Бонне стоит памятник Бетховену, который спонсировал Ференс Лист -- педагогический внук композитора(ученик К.Черни), унаследовавший его манеру игры.

Previous post Next post
Up