Slave Warrior: The Begining (Оливер Мбамара, 2007, Нигерия-США) - впечатляющий нигерийский приключенческий фильм про чернокожего Рэмбо из 18 века. Впрочем, это не типичный представитель нолливудского кинопроцесса. На
официальном сайте пишут, что он явился результатом сотрудничества Нолливуда, нигерийской диаспоры в США и Голливуда (под которым на самом деле подразумевается американское кино вообще, а не собственно Голливуд). Несколько сцен было снято в Нью-Йорке, остальное - в Нигерии, большинство людей, работавших над фильмом - нигерийцы. В одной из ролей снялся известный нолливудский актер Фэбьен Адибе, которого я видел в
"Носовом платке", кроме того, в фильме задействовано сразу несколько белых актеров.
Оливер Мбамара родился в Нигерии. Получил высшее юридическое образование, отслужил один год в армии, после чего перебрался в США и прошел необходимую аттестацию, чтобы заниматься юридической деятельностью. В Америке стал работать судьей по административным правонарушениям. Также он поэт, журналист, кинорежиссер, фотограф, театральный актер - словом невероятно активен в творческой сфере. Кроме того, он в детстве занимался боевыми искусствами, позже играл в футбол, да и теперь поддерживает себя в отличной физической форме, что хорошо заметно по его фильму. При всем этом он, кажется, претендует на роль пропагандиста африканских культурных ценностей. В прошлом году вышел его второй фильм "Spade: The Last Assignment" - криминальный триллер, посвященный сразу двум проблемам: международной торговле женщинами и торговле африканскими археологическими артефактами, обесценивающей их культурный статус и превращающей их в обычный товар. Короче, у нигерийской молодежи есть ультраположительный образец для подражания.
"Воин-раб" - режиссерский дебют Мбамары, причем он не только поставил фильм, но и написал сценарий, спродюсировал постановку и исполнил в ней главную роль (в своих последующих режиссерских работах он также исполняет главные роли). Как он пишет, история, рассказанная в фильме, произошла на самом деле в 18 веке. Ему ее рассказал отец, которому, в свою очередь, ее поведал его отец... Мбамара играет молодого студента, обучающегося в Нью-Йорке, который хочет написать статью об африканских археологических артефактах. Знакомый сводит его с белым коллекционером, который к тому же оказывается самым настоящим вождем одного из нигерийских племен. В коллекции вождя герой находит клеймо, которым помечали рабов в 18 веке, и при прикосновении к которому он вдруг видит странные образы, а на его теле проступает кровь. Герой решает отправиться на родину, чтобы разгадать загадку этих видений. С помощью своего отца он погружается в далекое прошлое. Теперь он - отважный воин одного из племен, обманом побежденный в бою и обреченный стать рабом белых колонизаторов. Но он силен и непокорен, а сердце его полно отваги и любви к соплеменникам, поэтому смиряться с судьбой он не намерен. Много схваток, погони по джунглям, безоружный герой противостоит вооруженному отряду преследователей, будучи раненым, он самостоятельно извлекает пулю из тела и обрабатывает рану подручными средствами - настоящий Рэмбо!
Мбамара-кинематографист амбициозен: снимая независимое кино в условиях нолливудского кинопроизводства (бюджет, думаю, примерно такой же, как у дорогих нолливудских фильмов), он явно ориентировался на более качественное и технически сложное западное кино, которого, проживая в США, конечно, видел много. Например, профессиональный монтаж и съемки с обилием интересных ракурсов не характерны для типичных дешевых нолливудских картин. Да и структура фильма необычайно сложна по сравнению с другими нигерийскими лентами: основная часть фильма - флэшбэк внутри сна главного героя, причем по ходу этого флэшбэка несколько раз возникают еще локальные флэшбэки, отсылающие к прошлому персонажей. Помимо того, что фабула нелинейна сама по себе, поведение героев подчиняется непростыми психологическими мотивировками. Однако с психологией получилось не слишком удачно: Мбамара увлекся экшном, а вот сделать все характеры понятными и убедительными не получилось. Зато очень сильными получились кадры физического наказания протагониста, здорово так же смотрятся некоторые эпизоды сражений, хореографией которых, если я правильно понял, занимался сам Мбамара. Чтобы погружение в мир аборигенов 18 века было более глубоким, большая часть фильма снята на одном из коренных языков Нигерии - игбо. Это роднит фильм с такими проектами как "Апокалипто" Мела Гибсона и "Десять каноэ" Рольфа де Хира, по формальным признакам особенно близок последний: сходной является нелинейная структура сюжета, в которой чередуются несколько временных пластов, а так же то, что часть флэшбэков сделана чернобелыми. Однако остросюжетная история протагониста, долго убегающего от вооруженных преследователей и сыгранного режиссером-постановщиком, не без гордости демонстрирующим свое физически развитое тело, скорее заставляет вспомнить "Обнаженную жертву" Корнела Уайлда. В общем, нельзя сказать, что Мбамара сделал что-то очень оригинальное и небывалое, но по нигерийским меркам это все же, наверное, шедевр. К тому же затронута важная для африканцев и выходцев из Африки тема. Кстати, стоит заметить, что сценарий старается быть объективным (ну или политкорректным): не все белые - исчадья ада, не все черные - невинные обитатели Эдема. По меркам же международным это крепкий и добротно сделанный боевик (с присущими жанру сюжетными натяжками), смотрится он очень увлекательно. Финал фильма открыт, не все сюжетные линии завершены, на необходимость продолжения недвусмысленно намекает и название, странно, что Мбамара в дальнейшем занялся другими проектами.
Фильм входил в программы нескольких кинофестивалей, но мне очень интересно, как восприняли фильм нигерийские зрители. С одной стороны, это потенциальный ультраблокбастер, с другой - он, наверное, сложноват для рядовых нигерийцев. Судя по тому, что о рекордных продажах нигде не пишут, публика его не вполне оценила. Впрочем, это пустые домыслы.
Да, это один из тех фильмов, что заканчиваются надписью "Начало":