Интерстеллар

Jan 05, 2015 14:13

Не знаю, что со мной случилось - я никогда не любила смотреть фильмы, а тут вдруг начала. Пересмотрела кучу старого хорошего, решила и что-нибудь новое глянуть. Тем более, сейчас так хвалят "Интерстеллар". Ну, для затравки я пересмотрела "Гаттаку", а потом - на три часа засела за фильм, сценарий которого писали в соавторстве с астрофизиком. Ожидала многое...

Для начала стоит обозначить граничные условия. Моя специализация - физика полупроводников, это очень далеко от астрофизики. Я изучала механику (классическую, релятивистскую, квантовую), специальную теорию относительности. Общую теорию относительности знаю в общих чертах, уж простите за каламбур. За всю свою жизнь я посмотрела не так много фильмов, каких-то выраженных вкусов у меня нет. Зато я с детства много читаю, в том числе научную фантастику. Люблю Стругацких, Ле Гуин, Желязны...

Так вот. Я, например, принимаю "Аватар". Не смотрела, но наслышана, понимаю его популярность. Этот фильм снимался ради демонстрации возможностей новой технологии. Наверняка фильмы, должные продемонстрировать возможности цветного кинематографа, звукового кино, кино вообще, тоже были ни о чём. В этом смысле "Интерстеллар" - первый фильм, в котором реалистично показана чёрная дыра. Всё было бы хорошо, но среднестатистическому человеку реалистичность космоса на экране не особо-то интересна. Важна зрелищность, а зрелищным может быть что угодно. Реалистичный космос привлечёт три с половиной нерда, но не заинтересует даже любителей научной фантастики.

НФ существует уже не один десяток лет. Она, так же как и кино, начиналась с демонстрации возможностей - в её случае это были возможности фантазировать о будущем прогрессе, конструировать и изображать миры. Но очень скоро внимание её авторов сосредоточилось на общественном устройстве этих миров, а в конечном счёте - на человечестве и человеке. Хомо сапиенс, вид из космоса. Вся прелесть научной фантастики в том, что она позволяет смоделировать ситуацию, маловероятную в реальном мире, но адекватную миру искуственному. И в этой ситуации проявят себя какие-то новые грани человеческого характера. Описывать Гетен было бы бессмысленно, если бы туда не попал землянин. А может быть, окажется, что ситуация внешне новая, но по сути своей - давно (и, может быть, неоднократно) пройденная в нашей истории.

"Интерстеллар", вроде бы, всё это учитывает. Это фильм не столько о полёте в космос, сколько о ценности родной крови и о силе любви, пронизывающей Вселенную. Ради идеи можно было бы простить ляпы вроде внезапно исчезнувшего обрыва на планете Манна, закрытия гиперкубического шкафа внутри чёрной дыры (и вообще - существования человека после падения в неё), высадки героини Энн Хетэуэй на планету без посадочного модуля. Но идея сама по себе не слишком сложна, да ещё и подана на блюдечке недалёкому зрителю. Поэтому наблюдать, как героиня аргументирует выбор планеты для полёта своей любовью к её исследователю, невозможно без тошноты. С трудом получается удержаться и во время приводнения на планете с цунами. Неужели нельзя было поболтаться на орбите и изучить, что там вообще происходит? И, если уж все такие умные, догадаться о значительности приливных сил вблизи чёрной дыры. Ах, на планете время идёт в семь раз быстрее, чем на орбите? А вы уверены, что астрофизик не был против такого сюжетного хода?

А диалоги... Диалоги навязчиво напоминают о путешествии на машине времени в "Понедельник начинается в субботу". Там жители описываемого будущего тоже очень много говорили, обращаясь скорее к читателю, чем друг к другу. В "Интерстелларе" даже жители Земли не говорят - декламируют. Что уж говорить об исследователях. Первая версия сценария, конечно, больше похожа на правду, хотя и там есть китайские роботы-убийцы. Может быть, намного более внятно рассказанная история спасла бы персонажей от картонности.

"Космическую одиссею", которую цитирует фильм, я не смотрела. А вот с "Солярисом" "Интерстеллар" и рядом не стоял. Остаётся одно - реализм (если не считать мелочей вроде гиперкуба). Тут можно бы сравнить с "Гаттакой", и я очень надеюсь, что "Гаттака" всё равно будет впереди. Этот фильм весь такой сдержанный, на полутонах и нюансах игры актёров. В "Гаттаке" много кажущихся недосказанностей, но только если не обращать внимание на детали. Я не могу сказать, недоработка ли это или же способ описания мира, рифмующийся с устройством этого мира, где даже в космос летят в деловых костюмах.

Можно порадоваться разве что за астрофизика. Он вдоволь наигрался с визуализацией и даже, кажется, что-то там в своих работах подправил. А зрителей надули - как всегда. Мне же теперь совершенно непонятно, на чьё мнение ориентироваться в выборе фильмов.

кино

Previous post Next post
Up