Когда едешь по Канавинскому мосту через Оку взгляд непременно упирается в строения белокаменного монастыря, который расположен на правом берегу реки. Он стоит здесь почти 800 лет, он ровесник самого города.
Главы его Благовещенского собора еще при строительстве заметно накренились. Видно не правильно рассчитали древние зодчие фундамент. Да и не мудрено! Монастырь с первых лет подвергался оползням высокого окского берега.
И, несмотря на неблагоприятные геологические условия, несмотря ни на что, монастырь остается одной из главных святынь Нижнего.
В полугоре, на широкой террасе крутого окского берега расположен архитектурный ансамбль Нижегородского Благовещенского монастыря . Он хорошо просматривается как из-за реки, так и с откоса. Монастырь основан вскоре после образования Нижнего Новгорода, и был, к тому же, форпостом, охранявшим город со стороны Оки.
Благове́щенский монасты́рь - древнейший монастырь в Нижнем Новгороде, основанный в начале XIII века. Расположен в Нижегородском районе, на правом берегу Оки недалеко от её впадения в Волгу.
Основан великим владимиро-суздальским князем Юрием Всеволодовичем в начале 13 века на высоком живописном берегу Оки. К сожалению, древние постройки не сохранились: монастырь не раз подвергался разрушениям и перестраивался. Основные сооружения монастырского ансамбля относятся к середине и второй половине 17 века. Многие из них являются уникальными памятниками отечественного зодчества. В настоящее время- действующий мужской монастырь.
В 1228 году был выжжен мордовским князем Пургасом, в XIV веке восстановлен и приписан к митрополичьему, а затем к патриаршему дому. Сохранившийся ансамбль относится к XVII веку, когда здесь развернулось массовое строительство.
Возрождение обители связывают с митрополитом Алексием. Согласно летописям, в 1357 году он посетил Нижний Новгород по дороге в Золотую Орду. По легенде, Алексий остановился для отдыха возле источника под горой на берегу Оки недалеко от разрушенной Благовещенской обители. Вид разоренного монастыря тронул святителя Алексия, и он дал обет Богу: в случае успешного возвращения из Орды восстановить здесь обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Из Орды Митрополит был отпущен «с великой честью», так как исцелил от слепоты супругу татарского хана Джанибека Тайдулу, избавив тем самым Русь от нового разорительного набега.
Зимой 1369-1370 годов обитель была разрушена снежным оползнем. Новое возрождение монастыря связано с именем московского митрополита Алексия, под покровительством которого в конце 14-го века монастырь был восстановлен и обзавелся белокаменным собором. С этого времени монастырь становится домовым московский митрополитов, а позже, патриаршим монастырем.
В 1649 году Благовещенский храм, как соборный, был вновь перестроен; возобновлен в 1859 и 1867 годах. Построение другого соборного храма, Успенского, относится к XVI веку; по своей византийской архитектуре он представляет редкий памятник древнего зодчества. В монастыре находится замечательная по своей древности Корсунская икона Божией Матери, писанная в 993 году иеромонахом Симеоном, как видно из надписи, вычеканенной на иконе по-славянски и по-гречески; живопись на ней древневизантийская; она, как полагают, представляет собой копию со святой иконы, принесенной в 988 году святым князем Владимиром из Корсуни в Киев по преданию, хранящаяся в монастыре святая икона есть дар монастырю святого Алексия, митрополита Московского; во время опустошительных пожаров, которым подвергся монастырь в 1715, 1722 и 1767 годах, святая икона оставалась целою и невредимою. Монастырю принадлежит часовня за оградой под горой; она находится на том самом месте, где святой Алексий в одно из путешествий в Орду остановился для отдыха и утоления жажды из струившегося здесь источника; внутри этой часовни устроен бассейн с водою.
В ансамбль монастыря входят:
- Благовещенский собор (1647-1649 гг.) Центральная глава имеет луковичное, а боковые - шлемовидное завершения. Изначально центральная глава была покрыта муравленой черепицей, боковые - железом.
Архитектура собора имеет особенность - отсутствует пара столбов в шестистолпном по облику храме; необычная форма закомар, напоминающая «бочки» деревянных построек. С запада и с севера примыкает открытая паперть в духе галерей ярославских храмов. Паперть имела фресковую роспись, в самом же соборе находилось множество древних икон. После многочисленных пожаров собор неоднократно ремонтировался, что исказило его архитектуру.
В 1870-1872 годах в ходе реставрационных работ Л.Даль вернул зданию первоначальные формы - это была первая в России научная реставрация. Но из-за грунтовых вод центральные столбы вновь просели, что вызвало заметный наклон двух малых глав.
И настоящий момент ведутся реставрационные работы. Собор ушел метра на два с половиной в землю, что видно на следующей фотографии.
Следующей по времени монастырской постройкой является Успенская церковь с монастырской трапезной. Первое упоминание о ней относится к 1652 году. Успенская церковь занимает юго-западную часть территории монастыря. Здание вытянуто на ширину примыкающей к ней трапезной и завершается двумя стройными декоративными шатрами.
Церковь вместе с трапезной стоит на высоком подклете, где была устроена кухня. Дымоходы и система вентиляции были сконструированы так, что тепло, образующееся при приготовлении пищи, использовалось и для отопления самого помещения храма. К трапезной примыкает колокольня, убранство верха которой повторяет форму шатров Успенской церкви и отличается мастерством и изяществом исполнения.
Интересно, что колокольня совершенно не пострадала во время смерча 1974 года, когда порывом ветра были срезаны находящиеся совсем рядом верхушки шатров церкви (восстановлены по проекту архитекторов В.Д. Лапина и В.Я. Чащина)
Одноглавая Сергиевская (первоначально - Алексеевская ) церковь заменила собой Благовещенскую церковь XIV века (остатки ее фундамента были найдены при реставрации в 70-х годах XX века). Поднимающийся восьмериком храм возведен по храмозданной грамоте 1690 года на средства ушедшего на покой в Благовещенский монастырь патриаршего ризничего Иосифа Булгакова. Его окна украшены наличниками, характерными для русского барокко конца XVII века. Церковь была возведена в честь святителя Алексия, особо почитаемого на Руси с конца XIV века. Однако после возведения нового, более просторного храма (Алексеевской церкви), она была переосвящена и стала называться Сергиевской, в честь Сергия Радонежского, который побывал в Нижнем Новгороде в 1365 году.
С переводом в город Макарьевской ярмарки Благовещенский монастырь, хорошо просматривавшийся с Оки и находившийся напротив Ярмарочного комплекса, стал визитной карточкой Нижнего Новгорода. В связи с большим количеством гостей и паломников, появилась необходимость в его расширении, разрешение на которое вскоре было получено.
Алексеевская церковь строилась в комплексе монастыря в 1821-1834 годах. Проект был создан архитекторами И.И. Межецким и А.Л. Леером.
Просторное здание с четырьмя колонными портиками, расположенными по странам света, высокой центральной главой с куполом и малыми боковыми главами по углам, вполне соответствовало основным канонам классицизма. Площадь перед церковью в 1823-1826 году была ограждена каменной стеной с двумя угловыми башнями, созданными под руководством архитектора В.Н. Воронова и по его проекту.
После Октябрьской революции Нижегородский Благовещенский монастырь был в 1919 году закрыт. Постепенно в его стенах стали обосновываться различные гражданские учреждения и организации. В жилых помещениях размещались школа имени М. Ю. Лермонтова, а также коммунальные квартиры рабочих и служащих. Склады и другие хозяйственные постройки использовало военное ведомство, разместив в них обозный транспорт. На территории монастыря производилась постройка лодок, ремонт экипажей, ковка лошадей и т.д. В распоряжении верующих осталась лишь одна небольшая церковь во имя Святого апостола Андрея Первозванного.
В 1922 году, под предлогом помощи голодающим, из храмов Благовещенского монастыря были изъяты наиболее ценные богослужебные предметы - золотые и серебряные ризы с икон, напрестольные кресты, дарохранительницы, сосуды, кадила, лампады и многое другое. Согласно архивным документам, общий вес 135-ти изъятых предметов составил около 8,5 пудов (136 килограммов).
В 1923 году, на основании официального заключения светских властей, уничтожили каменную надкладезную часовню во имя святителя Алексия над святым источником, как ветхое и не представлявшее особой архитектурной ценности сооружение. В связи с этим, в 1924 году по просьбе приходского совета Андреевской церкви, который на тот момент возглавлял архимандрит Иосиф (Каменецкий), монастырь был принят под охрану местным Губмузеем. Однако, не взирая на то, что все его сооружения были причислены к первой категории памятников, охранявшихся государством, эти меры не могли уберечь монастырь от разорения.
Более того, музей использовал святыни монастыря в экспозициях собственных выставок, которые, как правило, носили атеистический характер. Так, в 1927 году церковной общине было предложено выдать для музея наиболее ценные иконы Божией Матери, но верующие сумели тогда защитить свои святыни от поругания.
В 1928 году единственный действующий на тот момент Андреевский храм был закрыт, а его имущество передано государству. С этого времени все монастырские строения были окончательно национализировали, и церковная жизнь в бывшем монастыре прервалась. Немногочисленная братия и члены причта были выселены и подвержены различным притеснениям и гонениям.
Монастырь возрождён только в 1993 году. С 1948 по 2005 г. в Алексиевской церкви монастыря размещался Нижегородский планетарий.
7 апреля 2009 года, в праздник Благовещение были освящены иконы праотеческого ряда уникального древнерусского иконостаса Благовещенского собора, на иконах изображены праотцы Авель, Исаак, Ной, Сиф, Енох и Авраам
В восстановленном храме святителя Алексия установлен фарфоровый иконостас. Сейчас это один из самых красивых храмов Нижнего Новгорода.
Фарфоровые иконостасы есть в нескольких храмах Москвы, на Валааме, в Екатеринбурге. В Нижнем Новгороде это первый опыт установки в храме подобного иконостаса.
На территории монастыря тишина, несмотря на то, что здесь идет большая реконструкция и новое строительство, а за его оградой шумит город.