Сегодня в России отмечается День железнодорожника. Отмечают его не только профессиональные железнодорожники, но и те, кто готовится ими стать. Как отмечался этот праздник на Нижегородской детской железной дороге вы узнаете из этого поста.
Есть в Ленинском районе Нижнего здание необычайной красоты. В отличие от стоящего рядом ДК им. Ленина время его пощадило. Это здание вокзала станции "Родина" детской железной дороги. Сегодня здесь было шумно и весело, сегодня праздник у юных железнодорожников.
На платформе царит праздничное оживление. А как же! Сегодня мороженое для всех бесплатно! Рады не только детишки, но и взрослые. Да и проезд сегодня, по случаю праздника, тоже бесплатный. Состав провожают артисты местных театральных студий.
Но юным железнодорожникам приходится работать как всегда, ведь именно они занимают все дожности на железной дороге от машиниста электровоза до проводника.
Так же как на всех вокзалах страны, на платформе толпятся провожающие.
Достойная смена растет у наших железнодорожников.
На станции праздничное украшение. Гремит музыка.
Детвора , по случаю праздника, изрисовала весь асфальт привокзальной площади.
В общем дети в восторге. Да что дети! Взрослые тоже были участниками праздничного действа.
Официальное решение о создании Горьковской детской железной дороги было принято Горьковским обкомом ВКП(б) 13 мая 1939 года. Железная дорога была построена в том же году. С учётом огромного объёма требуемых работ, это было значительным достижением.
20 июня 1939 года в город Горький поступили два паровоза серии К (тип 63/65) производства Коломенского завода, пассажирские вагоны. Весь подвижной состав был взят из депо Тумская, которое обслуживало бывшую Рязанско-Владимирскую узкоколейную железную дорогу.
Паровозы было решено модернизировать на судостроительном заводе «Красное Сормово». После ремонта они приобрели «ультрасовременный» для того времени дизайн, главным элементом которого была обтекаемая форма. Паровозам были присвоены обозначения ЛК-01 и ЛК-02, в честь Лазаря Кагановича (в 1935-1944 годах народного комиссара путей сообщения СССР).
8 ноября 1939 года было торжественно открыто движения поездов. Вскоре после открытия детской железной дороге было присвоено имя писателя А.М. Горького.
На момент открытия Горьковская детская железная дорога являлась крупнейшей в СССР - протяжённость главного пути составляла свыше девяти километров (9 100 метров - главный путь, 11 200 метров - развёрнутая длина). Северная конечная станция (Родина) находилась на современном месте, южная конечная станция (Счастливая) находилась вблизи нынешнего остановочного пункта Счастливая на железнодорожной линии широкой колеи Доскино - Кустовая.
Полный список раздельных и остановочных пунктов был следующим: станция Родина, платформа имени Железнодорожников (находилась вблизи современной станции Пушкино), станция Маяковская (имени Маяковского), станция Пушкинская (Пушкино), платформа Ипподром, станция Счастливая.
На обеих конечных станциях были построены огромные (по меркам узкоколейных железных дорог) здания вокзалов. Эти здания строились по индивидуальным проектам, в настоящее время они заслуживают статуса памятников архитектуры. На промежуточных станциях Пушкинская и Маяковская были построены менее крупные деревянные вокзалы.
Пассажиры пользовались детской железной дорогой не только для «развлекательных» поездок. Благодаря большой протяжённости и выгодному географическому положению, дорога, по сути, стала одним из видов городского транспорта, дублирующим перегруженные трамвайные маршруты. По неподтверждённым данным, дорога работала круглогодично.
В период Великой Отечественной войны Малая Горьковская детская железная дорога не работала. Её имущество было частично передано на нужды обороны. Один из двух имевшихся паровозов был передан в аренду горьковскому заводу металлоизделий «Красная Этна».
Скорее всего, паровоз использовался на внутризаводской узкоколейной железной дороге, либо (что представляется менее вероятным) выполнял функцию парогенератора. Второй паровоз был передан на Борскую лесовозную узкоколейную железную дорогу (позднее ставшую частью сети узкоколейных железных дорог Горьковского ППЖТ). На детскую железную дорогу он не вернулся.
25 июля 1944 года был издан приказ по Горьковской железной дороге о восстановлении детской железной дороги, однако движение поездов возобновилось лишь в 1946 году.
По утверждению Д. Сутягина, в 1946 году взамен двух «коломенских» паровозов на детскую железную дорогу был передан из депо Тумская один паровоз типа 157 (Ш.32), построенный Сормовским заводом. В близкий период времени на дорогу поступил один паровоз серии 159. Однако он оказался ненадёжным в эксплуатации и практически не использовался.
В 1955 году на узкоколейную железную дорогу поступил новый паровоз Кп4-430, построенный в Польше в 1953 году, в 1958 году - тепловоз ТУ2-155, построенный Калужским машиностроительным заводом. Позднее появился тепловоз ТУ2-233. Паровозы типа 157 и 159 после появления тепловозов были списаны, паровоз Кп4-430 было решено сохранить.
В 1965 году была разобрана значительная часть линии узкоколейной железной дороги, за исключением небольшого участка у станции Родина. По мнению городских властей, узкоколейная железная дорога создавала проблемы для застройки и движения транспорта. Разборка была осуществлена без уведомления руководства Горьковской железной дороги, что едва не привело к крушению - в июле 1965 года юный машинист поезда обнаружил, что путь обрывается, и сумел остановить поезд в нескольких метрах от конца рельсов.
После варварской акции по тайному демонтажу детской железной дороги вокзал станции Счастливая был превращён в дворец бракосочетания.
Деревянные вокзалы на промежуточных станциях Маяковская и Пушкинская, скорее всего, вскоре были снесены.
Крайний участок рельсового пути, сохранённого при демонтаже основной части дороги, был расположен на перегоне между станциями Родина и Маяковская. Для того, чтобы возобновить движение по «усечённому» маршруту, потребовалось соорудить новую станцию. Эта станция была названа Пушкино - в память о старой станции Пушкино (Пушкинская), находившейся в нескольких километрах южнее. Протяжённость главного пути составила менее 2 километров.
В 1992 году протяжённость железной дороги возросла более чем на 1 километр. Была открыта новая станция Счастливая (со старой станцией Счастливая её связывает только название). С этого момента дорога в плане представляет собой треугольник.
Пассажирский поезд, отправившись от станции Родина, как и прежде, вначале прибывает на станцию Пушкино, где локомотив обгоняется. Затем поезд меняет направление движения, следуя до станции Счастливая. Там локомотив вновь обгоняется для следования в направлении станции Родина.
В конце 1990-х годов в городе распространялись слухи о возможном увеличении протяжённости детской железной дороги до 12 километров (предположительно, новый участок должен был пролегать от станции Счастливая до станции Горький-Сортировочный, в основном по незастроенной территории вдоль искусственных прудов). Вероятность реализации этого проекта представляется низкой. Помимо прочего, для его реализации потребовалось бы строительство как минимум одного разноуровневого пересечения с оживлённой автодорогой (одноуровневые пересечения едва ли могут быть приемлемыми, исходя из соображений безопасности).
По состоянию на 2007 год, Малая Горьковская (Нижегородская) детская железная дорога является одной из двух детских железных дорог России, где сохранились действующие паровозы (вторая - Малая Северо-Кавказская детская железная дорога, расположенная в Ростове-на-Дону). Паровоз обычно растапливается дважды в год - в День защиты детей (1 июня), совпадающий с началом сезона эксплуатации дороги, и в День города (последние выходные августа).
Длина главных путей составляет 3 200 метров, развёрнутая длина - 4 100 метров. Все три станции - тупиковые. Станции Родина и Счастливая оборудованы элекрической централизацией стрелок и сигналов. На станции Пушкино стрелки переводятся вручную, предусмотрена ключевая зависимость стрелок и сигналов. Стрелки на станции Родина, находящиеся на путях, подводящих к депо, и «западная» стрелка на станции Счастливая также переводятся вручную.
Местность, в которой находится детская железная дорога, выглядит непривлекательно: значительная часть трассы пролегает по болотам и промышленной зоне. Однако станция Родина, напротив, представляется едва ли не лучшей среди станций детских железных дорог России (замечательная архитектура, высокий уровень благоустройства территории).
По уровню обеспеченности подвижным составом Малая Горьковская детская железная дорога, по данным на 2007 год, находится на первом месте в стране. Здесь имеется 14 пассажирских вагонов ПВ40 (производства Демиховского машиностроительного завода), 2 открытых вагона, построенных локомотивным депо Тумская в 1999 году (эти вагоны получили название «дилижанс»), 4 грузовых вагона-платформы, плужный снегоочиститель, 3 пассажирских вагона Pafawag. Тяговый подвижной состав представлен тепловозами ТУ2-155, ТУ2-233, ТУ7-2567, паровозом Кп4-430.
Количество подвижного состава явно избыточное для дороги в её современном виде. Пассажирский поезд обычно состоит из тепловоза (в разные дни - ТУ7-2567 либо один из тепловозов ТУ2), четырёх вагонов ПВ40 и двух «дилижансов» (находятся в середине состава).