Уголки Нижнего. Нижневолжская набережная. Ч.1

Aug 01, 2013 21:31

Безусловно, одним из наиболее подходящих мест для летних прогулок в Нижнем является Нижневолжская набережная в районе спуска к Волге Чкаловской лестницы. Сегодня мы прогуляемся здесь.




Нижне-Волжская набережная полтора века назад строилась лишь как продолжение Нижне-Окской, но спустя годы унаследовала от нее статус «главного нижегородского причала», который сохранила до сих пор. Нижне-Волжская набережная проектировалась в общей системе градостроительных преобразований города в 1830-е гг. архитекторами Иваном Ефимовичем Ефимовым и Петром Даниловичем Готманом. В 1836 г. были начаты работы по ее устройству, к которым ежегодно привлекалось до 2850 человек и 750 телег. Надзор над проектом осуществлял инженер-капитан Дмитриев.



Земля для подсыпки берега доставлялась с копки Зеленского и Похвалинского съездов. Чтобы насыпной грунт не уносило паводком, берег было решено обложить булыжным камнем, который привозили в Нижний из Ярославской и Костромской губерний. Весной на одну барку грузилось по 8-10 кубических саженей камня, летом - по 4-6. Сплав и выгрузка барки обходились в среднем по 420 руб. (60 руб. за кубическую сажень). 6 апреля 1836 г. каменную обкладку набережной подрядился выполнить крестьянин Д. Климов. В 1838 г. Нижне-Волжская набережная была отделана под руководством инженера Н. И. Лика, после чего впервые в истории Нижнего Новгорода вдоль городского берега стал возможен проезд на транспорте. Коренным образом начал меняться и облик Нижнего базара. По красной линии набережной отныне разрешалось строить исключительно каменные дома. Первую каменную усадьбу в этом районе возвели князья Голицыны (1837-1839 гг., ныне Рождественская, 47). В центре Нижнего базара - между Рождественской улицей и Нижне-Волжской набережной - была устроена Софроновская площадь. В 1841 г. паводок повредил 111 саженей набережной. Ремонт за 3 тыс. руб. провел все тот же крестьянин Климов. Впоследствии столь значительных разрушений набережной уже не наблюдалось. В 1909-1911 г. в районе Строгановской и Голицынской усадеб была проведена намывка берега и дополнительная обкладка булыжником.



Изюминкой города можно без преувеличения назвать одно из самых удивительных сооружений - Чкаловскую лестницу, которая располагается у левого берега Волги. Потрясающая по своей красоте, лестница названа в честь выдающегося летчика-испытателя, нижегородца Валерия Павловича Чкалова, который в 1937 году совершил беспрецедентный перелет Москва - Северный полюс - Ванкувер без единой посадки. Памятник великому летчику установлен в ее изголовье. Чкаловская лестница - главная смотровая площадка города, с которой открывается живописный вид на левый берег волги. Перед лестницей проходят авиа-шоу, здесь же начинается парад в день победы в Великой Отечественной Войне. Лестница, спускаясь огромной восьмеркой по склону, связывает верхнюю часть города с Нижне-Волжской набережной.



Чкаловская лестница - самый длинный пролет на волжских берегах.
В 1943 году в честь победоносного завершения Сталинградской битвы была заложена мемориальная Чкаловская лестница. Её авторы - архитекторы А.А. Яковлев, Л.В. Руднев, В.О. Минц, а строили немецкие военнопленные вплоть до  1949 года.



В 1949 году строительство было закончено и лестница, спускаясь двумя огромными кольцами, связала верхнюю часть города с набережной. Однако, оказалось, что Чкаловская лестница- один из самых дорогостоящих проектов в СССР - 7 млн. 760 тыс.рублей. Александра Шульпина обвинили в растрате народных денег, отстранили от должности мэра, исключили из партии и арестовали по гремевшему по всей стране политическому Ленинградскому делу. Освободили Шульпина и реабилитировали, лишь после смерти Сталина.



Лестница связывает верхнюю часть города с НижнеВолжской набережной. В 1985 году у подножия Чкаловской лестницы установили катер “Герой”, входивший в состав Волжской военной флотилии и в годы Великой Отечественной войны участвовавший в Сталинградской битве. Так что уже третье десятилетие лестница тянется от одного “Героя” до другого - Героя Советского Союза Валерия Чкалова.
А действительно ли лестница насчитывает 560 ступеней, гости и жители города могут проверить сами.



Красные казармы

Уже более полутора веков на берегу Волги под Кремлем стоят краснокирпичные корпуса казарм. До конца XVII в. стрельцы нижегородского гарнизона жили в городе собственными дворами в особых стрелецких слободах, с петровских времен - определялись на постой к посадским, из-за чего возникало множество конфликтов. На рубеже XVIII-XIX вв. местные дворяне на собственные деньги на территории Нижегородского кремля выстроили для гарнизона два каменных корпуса казарм, но большая часть офицеров и солдат оставалась жить на постое.



При разработке в 1834 г. проектов коренного градостроительного переустройства Нижнего Новгорода городское общество обратилось в Министерство внутренних дел с просьбой о возведении за свой счет каменных военных казарм. Разрешение было дано в декабре того же года, разработка проекта и надзор за работами возлагались на Нижегородскую строительную комиссию. Архитектор И. Е. Ефимов в 1835 г. спроектировал под кремлем комплекс из четырех зданий: два жилых трехэтажных на подвалах для 2600 человек (60 на 10 саженей) и соответствующие им дворовые службы (конюшни, кухни, кладовые). За проектирование архитектор получил вознаграждение 500 руб.



Как в Санкт-Петербурге нашел вечный причал крейсер «Аврора», так в Нижнем Новгороде на вечную стояку помещен катер «Герой». Правда, в отличии от знаменитого крейсера «Герой» не стоит у причала, а водружен на гранитный пьедестал.



Катер «Герой» - памятник речникам и морякам Волжской военной флотилии был установлен в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. Открытие памятника состоялось 4 мая 1985 года на Нижневолжской набережной в Нижнем Новгороде.



Буксирный пароход-баркас 90 лет проработал на Волге. Первоначальное его название - «Финн». Катер был задействован в боях во время Гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны участвовал в Сталинградской битве, входил в состав Волжской военной флотилии .



Такой я увидел Нижневолжскую набережную в районе катера в июле 2013 года


история, Нижний Новгород

Previous post Next post
Up