Датой рождения завода считается 21 июля 1849 года. В этот день Балахнинский уездный суд утвердил купчую на участок земли на правом берегу Волги между деревнями Соромово и Мышьяковка. По этой купчей балахнинская помещица Крюкова продавала участок отставному майору Алексею Ивановичу Узатису, который действовал по доверенности компании «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство».
Первым судном, произведённым на заводе стал деревянный колёсный пароход «Ласточка», спущенный на воду в 1850 году. В том же году был построен двухтрубный кабестан «Астрахань». Первым пароходом с металлическим корпусом стал «Орел», спущенный на воду 30 апреля 1852.
В 1860 году разразился экономический кризис, все акции Нижегородской машинной фабрики были скуплены Дмитрием Егоровичем Бенардаки, отставным поручиком, греком по национальности.
4 февраля 1872 года было организовано акционерное общество «Сормово».
С начала XX века до Октябрьской революции завод выполняет крупные правительственные заказы военного профиля. На заводе работает около 20 тыс. человек, работающих в 48 цехах и семи технических бюро.
Судостроение
Начав со строительства паровых судов с деревянными корпусами, завод быстро перешёл к пароходам и баржам с железной обшивкой. Среди заказов завода были как военные, так и гражданские: флотилия судов для Каспийской военной флотилии, первая в России землечерпательница (1858), туерные, буксирные, грузопассажирские и вспомогательные однопалубные суда. Первым двухъярусным судном Сормовской верфи стал пассажирский пароход «Переворот» (позднее переименованный в «Колорадо»), спущенный на воду в 1871 году.
В 1887 году в рамках заказа нефтяной компании «Товарищество Братьев Нобель» завод строит свой первый морской танкер.
Во время Всероссийской выставки, проходившей в 1896 году в Нижнем Новгороде, завод представил двухпалубные колёсные пассажирские пароходы «Император Николай II» и «Императрица Александра», впервые оснащённые электрическим освещением. Важным событием стало создание первых в мире теплоходов. В 1903-1904 для «Товарищества Братьев Нобель» завод построил дизель-электроходы «Вандал» и «Сармат».
В 1902 году на заводе для крейсера «Очаков» были построены 2 самые большие в России паровые машины.
В 1908-1913 производство ещё более расширяется, выпускаются пароходы, переправы, первый в России морской дизельный танкер, караван судов для засыпки нефтеносного участка Биби-Эйбатской бухты (близ г. Баку).
В 1912-1914 годах на Сормовском заводе был построен пароход «Великая княжна Ольга Николаевна» (более известный под названием «Володарский»), проработавший на Волге более семидесяти лет, и ставший, таким образом, одним из самых долговечных волжских судов за всю историю.
За весь дореволюционный период завод выпустил 489 судов.
В 1952 год на базе КБ «Гидролаборатория», опытного производства, научно-исследовательских лабораторий и экспериментальный базы при судостроительном заводе «Красное Сормово» создается Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ныне АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева»).
В августе 1957 года спущено на воду первое пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета-1». Позже строились скоростные СПК - "Чайка", "Метеор","Буревестник" и другие. Лидирующие позиции в области разработки судов на подводных крыльях (на то время) принесли заводу мировую славу и известность.
Паровозостроение на заводе было начато в 1898 году, когда завод выпустил сразу 28 паровозов серии Од. В 1910 году на заводе, под руководством инженера Б. С. Малаховского, был построен первый паровоз серии С - «Сормовский», получивший признание как лучший пассажирский дореволюционный паровоз России.
Паровозостроение закончилось после ВОВ выпуском небольшой серии машин.
Всего на Красном Сормове выпущено 3468 паровозов.
Завод также строил бронепоезда, платформы для установки зенитных и полевых артиллерийских орудий, танк-паровозы (бестендерные) нормальной и узкой колеи, тендеры-конденсаторы с очень сложным механическим оборудованием, локомотивные (самоходные) вагоны (выпущено около 62000 товарных и 2500 пассажирских вагонов).
Трамвайные парки Москвы, Баку, Горького и других городов в 30-х годах пополнялись вагонами из Сормова.
Танкостроение
В 1920 году на заводе были построены первые в России танки, первый из которых назывался «Борец за свободу товарищ В. И. Ленин».
Во время Великой Отечественной войны завод № 112 производил танки Т-34, планомерно повышая качество продукции. В 1942- 1945 гг. под руководством директора завода Ефима Рубинчика на предприятии во много раз было увеличено производство танков Т-34. Первые сверхплановые танки вышли из ворот "Красного Сормова" в июле 1942 года. В августе число выпущенных танков вновь было увеличено.
В этом же месяце заводу, впервые за время войны, было вручено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. Стоит отметить, что своим героическим трудом сормовичи удерживали это знамя 33 месяца подряд. Это единственный подобный случай за всю историю Великой Отечественной войны. Знамя было оставлено заводу на вечное хранение. Сейчас оно находится в музее завода "Красное Сормово".
18 июня 1918 года постановлением Всероссийского Совета Народного Хозяйства завод был национализирован. В годы гражданской войны завод являлся основной судоремонтной базой Волжской военной флотилии.
Строительство подводных лодок
С 23 февраля 1930 года началось производство подводных лодок для ВМФ СССР.
Первая ПЛ передана ВМФ в 1934 году (тактический № Щ-304 тип «Щука» III серии, названа "Комсомолец", так как деньги на строительство собирали комсомольцы всей страны).
Всего до начала Великой Отечественной войны построено:
11 подводных лодок типа «Щука»
34 подводные лодки типа «С» IX-бис
15 подводных лодок типа М - «Малютка»
В годы войны передано ВМФ еще 27 сормовских подводных лодок, на одной из них (С-13) под командованием А.И. Маринеско совершена знаменитая атака века в результате которой был потоплен крупный германский военный транспорт «Вильгельм Густлофф». На лайнере погибли более шести тысяч эвакуировавшихся из Гдыни и Данцига представителей военной элиты Германии.
После войны резко повысился темп строительства подводного флота. Всего построено 275 боевых подводных лодок, в их числе 26 атомных.
В 2004-2009 годах на заводе «Красное Сормово» было построено 7 танкеров серии 19619, заказанных Азербайджанским государственным Каспийским морским пароходством.