Уголки Нижнего. Крестовоздвиженский монастырь

Jul 05, 2013 22:56


Еще восемьдесят лет назад сияние крестов Крестовоздвиженского монастыря можно было увидеть, по свидетельству летописей, за 40 верст от обители. Сегодня со всех сторон закрытый огромными мрачными зданиями Крестовоздвиженский собор не виден даже с близкого расстояния и сам монастырь возвратил себе только малую часть своих зданий и прежней своей территории - приезжий не сразу и найдет его. Но едва ли не каждый нижегородец укажет вам точный путь к этому замечательному монастырю земли Российской.



Сегодня прогуляемся по территории Крестовоздвиженского монастыря. Он находится, можно сказать прямо на одной из центральных площадей Нижнего Новгорода, площади Лядова, но закрыт от взоров общежитием технического университета.




Нижегородский Крестовоздвиженский женский монастырь есть один из замечательнейших женских монастырей в России: во-первых, по своей обширности, благолепию храмов, красоте зданий, внутренней чистоте и порядку; во-вторых, что в нем соединены три женских обители, из которых древность одной (Зачатейской) доходит до половины XIV столетия; в-третьих, что в нем учреждено общежитие, заведены больница для больных и престарелых, не имеющих родных и всеми оставленных, училище для бедных сирот духовного звания; словом, что в нем сделано истинно тихое пристанище, устроенное от всех забот мирских, для желающих вполне посвящать себя Богу…
Н. Храмцовский, историк XIX века


На самом высоком месте старого Нижнего Новгорода, на возвышенности Дятловых гор, близ старинного Арзамасского тракта, стоит красивый православный собор, имеющий форму равноконечного креста и освященный также в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.



Стоит непоколебимо и благословляет, и освящает крестом своим всю, до далекого горизонта простирающуюся окрестность: величественный город с живописными предместьями и две могучие русские реки - Оку и Волгу. Собор, как лепестки цветка, обрамляют корпуса Крестовоздвиженского женского монастыря. И весь осеняемый этим дивным крестом прекрасный город, с ныне возрождающимися церквями, монастырями и святынями, открывается перед духовным взором паломника как единый соборный храм, созданный на протяжении веков нашими великими предками.



Нижегородский кремль - древнейшее архитектурное сооружение в городе, самое старое каменное строение на территории области. Именно кремль является историческим и духовным сердцем города. Нижегородский князь Константин Васильевич заложил в кремле собор Благолепного Преображения Господня, который должен был стать главным храмом земли Низовской. С кремлем первоначально и его соборным храмом Преображения Господня тесно связана и история возникновения нынешней Крестовоздвиженской женской обители.
Зачатьевская обитель, в честь святого Зачатия Пресвятой Богородицы, - первая по древности из трех перечисленных. Она была основана еще в середине ХIV века супругой великого князя Нижегородско-Суздальского Андрея Константиновича - великой княгиней Анастасией Ивановной (в иночестве - Вассой, в схиме Феодорой, впоследствии причисленной к лику местночтимых святых; память совершается 16/29 апреля).



Вскоре после смерти мужа, принявшего накануне кончины схиму с именем Дионисия, приняла и она иноческий постриг с именем Васса и поселилась в Зачатьевской обители, ею же основанной.

Сам же Зачатьевский монастырь под кремлевским холмом долго пребывал в цветущем состоянии. Церковь его, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы, рубленая деревянная (с 1621 года),
была по тогдашнему времени одной из богатейших по убранству из всех церквей города (после соборов).
Монастырь стоял на самом берегу Волги, неподалеку от мыса у устья реки Почайны, вблизи нынешних Красных казарм.



Не раз Зачатьевский монастырь горел вместе с другими городскими постройками, отстраивался, снова горел. В 1743 году от очередного пожара выгорел окончательно, «без остатку». Тогда-то по распоряжению епископа Нижегородского Димитрия (Сеченова) им была отведена земля около Георгиевского храма (возле нынешней Георгиевской башни кремля, там, где сейчас находится памятник летчику В. Чкалову), рядом с монастырем во имя Происхождения Честных древ Креста Господня. Здесь монахини построили себе кельи, обнеся их оградой. Некоторое время монастырь именовался Георгиевским, по одноименной церкви. Сюда же были переданы иконы и все имущество Зачатьевского храма. Сестры монастыря хлопотали о возобновлении своей обители на прежнем месте, веками освященном, но по различным обстоятельствам желание их не могло быть исполнено. Наконец в 1764 году - году екатерининских антицерковных реформ - при составлении штатов Зачатьевский монастырь, имевший к тому времени четырехсотлетнюю историю своего самостоятельного существования, был упразднен и причислен к кремлевскому Происхожденскому монастырю.



Второй монастырь, исторически связанный с современной Крестовоздвиженской обителью, - Воскресенский. Поначалу он находился внутри Нижегородского кремля, у Никольских ворот, пробитых около одноименной башни. Когда и кем была основана эта обитель, достоверно не известно, но она упоминается в нижегородской сотной грамоте 1621 года. И эту обитель постигла печальная участь: пожар 1715 года уничтожил монастырский храм, святые ворота, ограду и кельи. В 1723 году монахини (всего семь стариц), с уцелевшим имуществом, были переведены владыкой Нижегородским Питиримом также в Происхожденский монастырь.

8 июня 1716 года храм был освящен митрополитом Нижегородским Сильвестром (Волынским) - в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. По храмовой церкви обновленный монастырь был наименован Крестовоздвиженским.



В 1764 году при составлении штатов и присоединении Зачатьевского монастыря к Крестовоздвиженскому последний был определен как монастырь третьего класса.
В таком положении обитель пребывала в течение сорока трех лет. В 1807 году игумения Крестовоздвиженского монастыря Дорофея (урожденная Мартынова, по мужу Новикова), управлявшая обителью с 1802 года, учредила в ней, с Высочайшего соизволения, общежитие (в память основательницы Зачатьевской обители великой княгини Анастасии Ивановны - святой Феодоры).

В начале 1812 года игумения Дорофея обратилась с прошением к епархиальному владыке, Преосвященнейшему Моисею (Близнецову-Платонову), о позволении избрать для построения обители другое место, недалеко от города. Архипастырь вполне одобрил благую мысль игумении и сам указал ей обширную площадку на пустынной тогда окраине Нижнего Новгорода, рядом с Казанским кладбищем и храмом. Территория эта принадлежала городу, но горожане уступили ее с условием, чтобы и по присоединении кладбища с церковью к монастырю можно было по-прежнему совершать погребения городских жителей.

К осени 1814 года были возведены наружные стены монастыря, внутри них - колокольня со святыми воротами и двумя палатками, восемь каменных корпусов, а также заложен фундамент соборной церкви; вне монастыря устроен гостиный двор.


В благополучном состоянии Крестовоздвиженский монастырь пребывал до октября 1917 года. Сразу же после издания декрета об отделении Церкви от государства монастырь лишился всех юридических и экономических прав. А при учете в 1918 году монастырского имущества и богослужебных ценностей здесь произошел инцидент с человеческими жертвами.
В апреле 1918 года перед Вербным воскресеньем в монастырь въехал вооруженный отряд так называемых «красных латышей», который намеревался конфисковать монастырское имущество. Игумения Мария отказалась выдать ключи. Собрались монахини и богомольцы, по которым отряд открыл огонь, убив двух паломников. По воспоминаниям монахини Крестовоздвиженского монастыря Анны, одним из убитых был Сергей Трофимов.



Спустя малое время обитель была закрыта, и на ее территории устроен концентрационный лагерь для заложников из городского дворянства, священников и интеллигенции. Перед этим Петроградская «Красная газета» от 6 сентября 1918 года дала сообщение, что в Нижнем Новгороде «в пустующем женском монастыре будет устроен первый концентрационный лагерь».

Но документов, прямо или косвенно подтверждающих существование концлагеря в Крестовоздвиженском монастыре, пока не найдено.



После закрытия монастыря монахини, бывшие его насельницы, вынуждены были называться «трудовой артелью» и взять здание своей обители в аренду. Позже они соединились с приходской общиной, созданной вокруг монастыря, чтобы власти не изъяли помещения под детсад. 347 монахинь подали заявление о вхождении в «общину верующих при Крестовоздвиженском монастыре», а 27 апреля 1923 года был зарегистрирован Устав Крестовоздвиженского автономного православного общества при бывшем Крестовоздвиженском монастыре и кладбище Нижнего Новгорода» - общества, объединившего жителей улиц Б. Покровской, Б. Ямской, Крестовоздвиженской и улицы Белинского.



В 1927 году монастырь (точнее, его территория) был переименован в «военный городок имени Ворошилова». Уже к январю 1928 года все монахини с территории бывшей обители были выселены, собор пустовал. Община поначалу перешла в Казанский кладбищенский храм, который позже, в 1935 году, был также закрыт. Поводом послужило то, что Пасхальной литургией в соборе священнослужители «отвлекли граждан от участия в первомайской демонстрации». Обвиненные как «участники контрреволюционной организации», они были приговорены к заключению и исправительным трудовым лагерям.



В 50-е годы ХХ века монастырский ансамбль, чудом уцелевший, был закрыт со стороны площади Лядова пятиэтажным зданием общежития Политехнического института. Часть территории кладбища была застроена, а часть отдана под спортивную площадку. Сохранившиеся строения монастыря занимались различными учреждениями, часто менявшими друг друга, а также сдавались жильцам. До последнего времени монастырские здания в основном использовались машиностроительным заводом им. Я.М. Свердлова и СКТЮ «Логос».

В 1995 году Крестовоздвиженский собор, колокольный и монашеский корпуса были переданы Нижегородской епархии. Как следует из документов, на момент передачи износ корпусов составлял 100%. Были стерты с лица земли склепы благотворителей обители, погребенных у стен собора. Усыпальница в бывшей Иверской церкви использовалась заводом для сброса мусора. Здесь несколько десятилетий находилось гальваническое производство…



23 марта 2006 года Высокопреосвященнейший Георгий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский, совершил постриг инокини Татианы в мантию с наречением имени Филарета (св. Филарет Дроздов), а в канун Пасхи, в день Великой субботы 9/22 апреля того же года, настоятельница Крестовоздвиженского монастыря матушка Филарета была награждена золотым наперсным крестом (по должности).

Помимо забот о восстановлении монашеской жизни обители и реставрации храма и зданий монастыря, сестры активно ведут и воспитательно-просветительную работу: при монастыре имеется воскресная школа, а также инокини, имеющие педагогические способности, опекают детей из неблагополучных семей и сирот - воспитанников соседнего детского дома-интерната.



В обители открыт православный медицинский пункт, где получают помощь насельницы, священнослужители и миряне. «Конечно, хотелось бы возродить старые монастырские золотошвейные традиции, поделилась своими мыслями матушка Филарета, сама высокопрофессиональная швея, открыть мастерскую…»
Постепенно, по крупицам восстанавливаются не только храмы и корпуса многострадальной обители, но и ее славная, а в послереволюционный период суровая и трагическая история.

история, Нижний Новгород

Previous post Next post
Up