"С того времени я стал милосерднее относиться к людям, занимающим видное положение того или иного рода. Если уж мы сами навязываем им роли, не будет ли справедливо воспринимать этих людей как актеров, не пытаясь дискредитировать их своими познаниями об их жизни вне сцены - если только они сами не выволокут ее к рампе, всем напоказ"
Жизненный путь индивидуума - пожалуй, самое незаурядное и интригующее из существующих понятий, даже если речь идет о жизни среднестатистического, ничем, на первый взгляд, не примечательного человека. Правда «заурядность» в категории судьбы термин неприменимый, исключенный из обихода, ибо, если рассматривать каждую судьбу подробно, можно найти в ней массу цепляющих, запоминающихся и удивительных деталей. А если рассматривать эту же судьбу в связке с другими судьбами, картина будет казаться всё более и более интригующей.
Данстэбл (он же Данстан) Рамзи - человек на первый взгляд непримечательный. Даже если рассматривать его в контексте сравнения с двумя личностями - Полом Демпстером и Боем Стонтоном - он будет значительно им проигрывать. В конце концов, что значит судьба учителя-агиографа на фоне судьбы мультимиллионера и известного иллюзиониста? Но хитрость мироздания в том, что именно самые отстранённые, незаметные фигуры в рассказе, те самые Пятые персонажи, имеют возможность увидеть картину со стороны, пусть не полностью, но наиболее цельно.
Наверное поэтому Дэвиса можно назвать достойным званий «гения» и «нового классика»: сюжет его романа, довольно широко известный благодаря популярности книги, не притупляет интерес читателя, а с каждой странице увеличивает его всё больше и больше, что поразительно, если учесть, что роман этот не является ни детективом, ни триллером, да и вообще не содержит каких-либо глобальных загадок (в очередной раз прошу - забудьте про аннтотацию: об убийстве там ровно 20 страниц). Здесь присутствует история, сравнить которую можно, разве что, с конструкцией из «Лего»: подобно каждой новой детали, что меняет изначальное построение, каждый новый факт, каждая отсылка к той или иной биографии, завораживает, позволяя взглянуть на общую картину по-новому. И это биография только одного из трех персонажей!
Стиль автора тоже впечатляет: легкая язвительность и налет сарказма оттеняют образ агиографа, позволяя рассуждать о сходстве Библии с «Тысяча и одной ночью», а верность и небольшая наивность по отношению к «малоумной святой» Мэри Демпстер смотрятся совершенно в другом свете на фоне общей начитанности и образованности Рамзи, от лица которого, якобы, написана книга.
Итог: Несомненно хочется взглянуть на эту историю с другого угла, потому читать Дептфордскую трилогию, непременно, продолжу. Что до знакомства с "Пятым персонажем" - непременно советую. Книга достаточно многогранна и интересна, чтобы каждый мог полюбить её за что-то своё.