Мы привыкли считать, что личность человека базируется и формируется его памятью. События, которые когда-либо происходили в прошлом - особенно в детстве - приводили к возникновению реакций на них в виде принятых решений, усвоенных убеждений, постулатов, внутренних законов, которые человек насоздавал сам себе внутри себя и с тех пор им следует.
...что память фиксирует и бережно хранит абсолютно все, что происходило с человеком и вокруг него в каждый момент его жизни. ...что даже если мы не помним каких-то событий, они все равно сохранены в недоступных нам частях памяти - подсознательном и бессознательном. ...что возможности и объем нашей памяти безграничны.
Но так ли уж бережно память обращается с нашими воспоминаниями? Еще в первой половине 20-го века на основе опытов выдающегося британского психолога Фредерика
Чарльза Бартлетта было доказано, что воспоминания, которые есть в нашей голове, с течением времени постепенно преображаются: «воспоминание не является повторным возбуждением неисчислимых фиксированных фрагментов следов, оно всегда творческое воссоздание или конструирование, складывающееся из нашего отношения ко всей активной массе реакции и опыта прошлого.»
Эту же теорию еще раньше предвосхитил
Зигмунд Фрейд, вот цитата из его личного письма: «Как ты знаешь, я сейчас работаю над новой теорией памяти, согласно которой, память - это не что-то раз данное и навеки закрепленное, а меняющееся при каждом извлечении. Процесс, который я называю ретранскрипцией памяти».
Казалось бы, британские (и заодно австрийские) ученые в очередной раз подтвердили свое реноме, доказав, что неделя начинается с понедельника, а Волга впадает в Каспийское море. Действительно: всем и так известно, что воспоминания со временем становятся расплывчатыми, что чем старше становишься, тем сложнее вспомнить события детства и давние события припомнить сложнее, чем только что произошедшие. Какое это может иметь значение с точки зрения человеческого поведения, изучения закономерностей человеческой личности и психологии?
Меня заинтересовало то, под влиянием чего и в какую сторону меняются воспоминания человека. В цитате Бартлетта, приведенной выше, говорится: "...складывающееся из нашего отношения ко всей активной массе реакции и опыта прошлого". Что это означает? Фактически - что это личность человека выбирает, во что постепенно превратить воспоминания человека, переврав видоизменив реальные факты.
Например, попробуйте сравнить воспоминания о советском детстве (ну, если вам больше 35 и они у вас есть :))) с кем-нибудь из ровесников. Наверняка, найдутся такие детали, которые врезались вам в память, но не вызывают не то что никакого отклика, а даже смутно не приходят на ум другому. Наверняка, кто-то будет говорить о свободе бегать по дворам, играть на гаражах, единении, равенстве, веселом отдыхе в пионерлагерях, а другой - о травле, принудиловке и дворовой жестокости. И дело даже не в том, кто с чем столкнулся. Такая разница в воспоминаниях может наблюдаться и у тех людей, которые получили совершенно одинаковый опыт в те годы - у братьев, соседей, одноклассников, которые тусовались вместе и должны помнить одно и то же.
Разумеется, память (да и внимание вообще) в принципе работает селективно, и еще в тот момент, когда события происходили, они могли отпечататься в сознании людей с разных ракурсов, как две разные картинки. Но и дальше эти воспоминания не остались нетронутыми. В ходе каждого обращения к картинке произошедших событий, мозг человека достраивает и перестраивает то, что там лежит. То, что человек вспоминает чаще - получает большее количество обращений, а значит, и наибольшее количество преобразований. И таким образом, то, что лежит у нас в памяти, вовсе не соответствует произошедшему когда-то. А чему тогда оно соответствует? - возвращаюсь я к тому вопросу, который меня заинтересовал.
Выходит, что человеческой личности. Кто-то и запомнит хорошее, и достроит свои воспоминания до хороших, позитивных и ресурсных, а кто-то превратит их в источник психологической травмы, обиды, страха.
Получается, замкнутый круг? Личность строится исходя из событий, которые происходят с человеком. А какие события хранятся в памяти (а также, как все мы знаем, какие события произойдут с человеком) - определяются в свою очередь личностью. Личность подтверждает себя (то есть, те убеждения, мнения, верования, решения, взгляды, принципы, которые в нее входят) через события, которые происходят с человеком или происходили в прошлом. А прошлое, как выясняется, грамотно подтасовывается и не соответствуют истине. И еще больше убеждают человека в правоте его личности и правильности парадигмы, в которой он живет. Ведь как в ней можно усомниться, если вся жизнь - ВСЯ ЖИЗНЬ - человека является наглядным тому подтверждением старательно сочиненным и написанным ею же самой ровно для этих целей?
Можно ли разорвать этот круг? Во-первых, нужно спросить себя, а нужно ли? Ведь это вполне гармоничная и самодостаточная система. Изменение ее чревато совершенно новыми поворотами жизни, вне границ того, что ваша личность очертила границами возможного... Нужно ли вам это? И зачем это может быть нужно? Есть ли то, ради чего изменять это сложившееся положение вещей? Такие события, желания, которые того стоят?
Если есть - вы знаете волшебные четыре слова: Театр Трансформаций Галины Семенюк.